Для тех, кто дома

07.05.2007 Бизнес, №18-19

Оценки рынка

Украинцы все чаще используют Сеть для совершения покупок (в минувшем месяце регулярными пользователями Интернет, а таковыми считаются пользователи, посетившие за месяц более одного сайта, стали 4,5 млн. украинцев, что в два раза больше, чем ровно год назад), что по итогам 20О6 г. повлекло за собой увеличение на 30-35% онлайн-продаж в украинском сегменте интернета, отметил руководитель проекта "Каталог украинских интернет-магазинов" Сергей Харчишин.

По оценкам руководителя компании web4pro (г. Харьков; разработка web-сайтов и сайтов для ведения электронной коммерции; с 2003 г.; 10 чел.) Марата Мингазова, сегодня в Украине зарегистрированы около 1,5 тыс. интернет-магазинов (в 2005 г. их количество едва превышало 0,5 тыс.), из которых реально работают 0,8-1 тыс. точек.

И хотя эксперты отмечают, что очень сложно подсчитать объем продаж через Интернет (потому что некоторые торговцы ведут нелегальную деятельность), они предполагают, что за прошлый год украинцы скупились в Интернете на $30-35 млн. По словам ведущего специалиста отдела бизнес-проектов ЗАО "Украинский процессинговый центр" (г.Киев; развитие безналичных транзакций по международным и локальным платежным карточкам; с 1997 г.) Наталии Реном, денежный оборот 250 интернет-магазинов, являющихся клиентами ее компании, с апреля прошлого года по апрель текущего составил 45 млн грн., при этом было совершено 585 тыс. покупок.

Для сравнения эксперты приводят результаты де­ятельности интернет-торговцев в США, объем продаж которых, по итогам прошлого года, превысил $100 млрд. По словам специалистов, последние три года денежный объем американского рынка интернет-ритейла стабильно растет на 20-25% в год. При этом привычка покупать практически все виды товаров - от нижнего белья, книг, техники до ювелирных украшений и авиалайнеров - через Всемирную паутину уже укоренилась у американской нации. Укра­инским онлайн-магазинам до таких объемов еще далеко, да и сама деятельность отечественных продавцов несколько отличается от того, что за рубежом считается классической интернет-торговлей.

Электронный магазин по-украински

Всех интернет-ритейлоров в Украине можно разделить на три категории:

интернет-магазины в чистом виде, ведущие всю деятельность только в Сети (когда выбор товара, оформление заказа и оплата совершаются в Сети);

магазины, демонстрирующие свой товар в электронных каталогах (где покупатель может посмотреть товар и его характеристики, но заказ оформляется по телефону и оплачивается при доставке);

магазины, предлагающие товар в электронных витринах или отделах (когда онлайн-версия магазина является продолжением или дополнением к "стационарному" или оффлайн-магазину, в этой категории торговых точек заказ и доставка зачастую оформляются, как в предыдущей).

Основную долю в общем количестве магазинов занимают так называемые электронные каталоги, на которые приходится около 70% интернет-точек. Основной ассортимент таких торговых точек - различная бытовая (главным образом малогабаритная) техника и электроника, например, мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры, карты памяти, диски. В такие магазины "ходят" покупатели, которые в "реале" уже ознакомились с нужным товаром, подержали его в руках и после этого ищут наиболее выгодные цены. Как ни странно, в этом сегменте неплохо себя чувствуют магазины, торгующие одеждой и парфюмерией. Заказанный товар (например, духи или одеж­ду) консультант привозит клиенту на дом, где человек может примерить, пощупать и понюхать все, что заказал, а потом оплатить наличкой. Некоторые торговцы даже выдают чеки, по которым покупатель может вернуть или обменять покупку, если обнаружит брак.

Но беда в том, что многие из этих магазинов "славятся" низким уровнем сервиса, однако они популярны, потому что предлагают самые низкие цены (их товар на 15-40% дешевле, чем у оффлайн-продавцов). Этим, собственно, и объясняется низкое качество сервиса: зачем напрягаться и тратиться на обслуживание, когда народ и так ведется на дешевизну. Но при таком подходе магазины обречены на самый дешевый и ассортимент, ведь, покупая дорогую технику, клиент не в последнюю очередь думает о гаран­тийном и постгарантийном се обслуживании, чего интернет-продавцы зачастую предложить не могут. А спрос на интернет-продажи недешевых товаров растет. Руководитель направления интернет-продаж холдинга AVentures Group (розничные сети Unitrade, City.com, melofon) Владимир Кметь подтвердил, что если ранее основными покупателями в "нете" были искатели недорогих товаров по $100-150, чаще всего покупавшие мобильные телефоны, фотоаппараты, портативную электронику, карты памяти и аксессуары, то сейчас растет спрос на такую технику, как ноутбуки, ЖК-телевизоры, поэтому определяющим фактором при выборе магазина является не только и не столько цена, сколько репутация магазина и его пост-продакшн. "Дело в том, что с активным развитием интернет-торговли участились и конфликтные случаи. У человека, который купил дорогостоящую технику в неизвестном интернет-магазине, практически нет никаких гарантий и прав-завтра данное частное предприятие или физическое лицо - предприниматель может исчезнуть, и решить вопросы с гарантийным об­служиванием, возвратом или обменом техники будет практически невозможно. И все чаще люди прибегают к услугам уже проверенных временем интернет-магазинов, у которых иногда ценовое предложение не самое выгодное, но есть определенная репутация на рынке", - уточнил г-н Кметь.

А больше всего за своей репутацией следят "чистые" интернет-магазины, которые предлагают все оформление покупки провести в Сети и предоставляют гарантии на товар, а также интернет-витрины солидных оффлайн-магазинов и супермаркетов. В общем количестве интернет-магазинов на них приходится, соответственно, около 20% и 10%

Товарная структура

Особую популярность, по мнению экспертов, будут иметь магазины, продающие товары, постоянную потребность в которых регулярно испытывают все без исключения граждане, например, косметика, бытовая химия и продукты питания (см. "Товарная структура..." на стр. 106). Что касается продуктовых интернет-магазинов, то эксперты уверены, что популярным мог бы стать сервис по доставке на дом покупателю раз в несколько дней определенной ранее группы товаров, например, хлеба, консервов, фруктов и овощей. Но при этом продавцы должны следить за качеством и внешним видом продуктов. Также сейчас набирают обороты магазины, продающие редкие товары, например, сувениры из разных стран мира, ювелирные украшения.

Сейчас же, по словам директора компании 1МА UaMaster (г.Киев; интернет-маркетинг; с 2004 г.) Евгения Шевченко, "наибольшие обороты имеют компании, продающие персональные компьютеры и комплектующие, цифровую технику, бытовую электронику и мобильные телефоны ". По его оценкам, в 2006 г. онлайн-магазины, торгующие техникой, показали рост на 50-60%, а продающие одежду, мебель, сувениры - на 20-30%.

Тем не менее на фоне общих продаж техники интернет-ритейл пока не отличается масштабностью, Согласно данным операторов, сейчас через Сеть осуществляется всего 1% всех покупок крупной бытовой техники. Но перспективы роста у интернет-продаж есть, уверены эксперты, приводящие в пример Европу, где в интернете продается до 40% всей бытовой техники.

Появление же на рынке так называемых интернет-витрин, которые сейчас занимают около 10% рынка, было в какой-то степени простимулировано наблюдением за динамикой продаж онлайн-магазинов. Ежедневные продажи в не­которых онлайн-магазинах приближаются к продажам оффлайновых магазинов. Для примера: в месяц в среднем один интернет-магазин продает около тысячи "мобилок" и "цифровиков" и 45-60 единиц крупной бытовой техники, И некоторые торговые компании начали использовать ин­тернет-витрины для увеличения своего товарооборота. "Для повышения рентабельности и товарооборота фирмам приходится разрабатывать новые стратегии продаж. Так как ниша в интернет-торговле еще не так плотно занята и онлайн-продажи обладают рядом преимуществ перед обычными продажами, многие фирмы стали вкладывать средства и усилия в развитие собственного интернет-бизнеса, тем самым стимулируя рост интернет-торговли в Украине", - полагает Марат Мингазов.

Некоторые торговцы используют интернет-сайты для привлечения покупателей в свои оффлайн-магазины, считает г-н Шевченко: "Лишь после того как потенциальный клиент воочию убедится в качестве товара и соответствии его своим требованиями, он начинает делать заказы через интернет ".

Перспективы

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы интернет-магазины в чистом виде и онлайн-витрины будут активно вытеснять интернет-каталоги с рынка, реа-лизовывать это они будут за счет осваивания регионов и улучшения сервиса. Сейчас 70% интернет-покупок в Украине совершают киевляне.

По мнению Евгения Шевченко, в перспективе рост рынка будет связан с несколькими факторами: увеличением количества пользователей интернет (по прогнозам, к концу текущего года в месяц около 10 млн украинских граждан будут выходить во Всемирную паутину), а также заменой телефонных модемов на широкополосные каналы доступа в интернет (это позволит гражданам "лазить" в интернете, не занимая телефон, и загружать информацию с нормальной скоростью).

Уже сейчас некоторые интернет-торговцы, работающие по общемировым стандартам ведения торговли в Сети, создают свои представительства-офисы в крупных городах, что позволяет на местном уровне решать проблемы с доставкой. В то же время оффлайн-торговцы активно открывают свои магазины в регионах, организовывая при них отделы, занимающиеся сугубо интернет-торговлей. И интернет-каталоги либо будут переходить в категорию "чистых", либо уходить с рынка. Но, по прогнозам экспертов, этот процесс затянется на три, а то и на все пять ближайших лет. Впрочем, окончательно вытеснить с рынка предла-гателей товара по дешевке не удастся, всегда будут находиться потребители, предпочитающие дешевизну качественному сервису.
В общем же, по прогнозам экспертов, в текущем году количество интернет-магазинов вырастет на 30%, а объем интернет-продаж - на 40%. "Крупные корпорации и фирмы осознают всю мощь и потенциал продаж через интернет и поэтому будут вкладывать средства и усилия в развитие интернет-бизнеса. Количество интернет-магазинов будет расти, что, соответственно, приве­дет к увеличению объема продаж ", - уверен Сергей Харчишин. По предположениям г-на Харчишина, ежегодно объем интернет-продаж в ближайшие несколько лет будет расти на 30-40%.

Источник: AVentures Group