Продавцы бытовой техники переоценили возможности столичного региона

Деловая столица, №22(316)

Киевские продавцы бытовой техники в шоке: спрос на их продукцию упал по сравнению с прошлым годом в три раза. Даже снижение наценок до рекордно низкой отметки в 2-5% не позволит им избавиться от затоваренных складов до начала лета, традиционно считающегося мертвым сезоном. Главной причиной нынешней ситуации эксперты называют насыщение рынка, жесточайшая конкуренция на котором вынудит некоторые компании задуматься об изменении профиля деятельности.

На протяжении последнего года столичный рынок бытовой техники переживает не лучшие времена. По итогам 2006 г. ритейлоры заявили о снижении темпов его роста с 35% до 20-25%, а также о падении их рентабельности на 30-40%. Не изменили ситуацию даже новогодние праздники, во время которых традиционно отмечается всплеск продаж данной продукции. Но эти неприятности, по словам специалистов, оказались пустяком по сравнению с ситуацией, которая сложилась в нынешнем году. Как рассказал «ДС» директор компании-импортера «Артель» Андрей Навойчик, с января по май спрос на крупную бытовую технику упал как минимум в три раза. «К лету не выросла популярность традиционно ходовой в это время техники - холодильников. Не спасло ситуацию даже снижение компаниями наценок, которые из-за отсутствия спроса упали в опте до рекордно низких 2-5%. К примеру, на холодильнике Ariston стоимостью $500 мы зарабатываем в рознице только $25», - отметил он.

Тенденцию снижения интереса к бытовой технике подтверждают и представители розницы. Заместитель директора интернет-магазина «Фотос» Дмитрий Покотило говорит, что в апреле объемы реализации этой продукции упали по сравнению с мартом на 30%. По словам заместителя директора представительства компании Gorenje Виталия Короткого, нынешний год не оправдывает надежд. «Мы рассчитывали на 30%-ный прирост, однако реальные показатели оказались намного ниже», - говорит он. Аналогичную ситуацию отмечает и руководитель крупной киевской сети бытовой техники, который сообщил, что в этом году продажи сети увеличились лишь на 7%, тогда как за тот же период прошлого года - на 70%. «Частично высокая динамика 2006 г. объясняется проблемами с изменением таможенных правил в 2005 г., когда техника долгое время стояла на границе. Тем не менее в нынешнем году мы рассчитывали на лучшие показатели», - сетует он. Плачевность ситуации заключается еще и в том, что впереди у продавцов так называемый мертвый сезон: до осени продажи данной продукции практически замирают. «Время отпусков всегда считалось периодом наименьшей активности покупателей. Чтобы не замораживать оборотные средства, ритейлоры к этому времени стараются распродать складские запасы. Но в текущем году большинство из них войдет в лето с затоваренными складами», - пояснил г-н Навойчик.

Опрошенные «ДС» продавцы утверждают, что рынок уже не выйдет даже на показатели 2006 г., поскольку первые пять месяцев, на которые традиционно приходится до 40% ежегодных продаж, можно назвать провальными. По мнению Виталия Короткого, одной из причин неприятной тенденции является повышение в Киеве коммунальных тарифов. «Реальные доходы киевлян упали, что сразу же отразилось на продажах многих категорий товаров, в т. ч. и бытовой техники», - полагает он. Некоторые его коллеги связывают падение спроса с «проседанием» рынка недвижимости. «Реальных покупателей жилья сейчас значительно меньше, чем в прошлые годы. Соответственно снизились и потребности в новой технике», - говорят специалисты. Однако наиболее серьезной причиной, по мнению большинства, является насыщение рынка. С одной стороны, по словам менеджера по продажам интернет-магазина «Гефест» Сергея Карпенко, на сегодняшний день конкуренция в Киеве и области достигла своего апогея. «В Белой Церкви мы работаем с сетью «Метелица», состоящей из трех магазинов. За последний год в этом городе с населением в 200 тыс. человек открылся один супермаркет «Эльдорадо», два «Фокстрота», один - «Техноярмарка» и один - «АБВ-Техника». Поэтому рассчитывать на хорошие прибыли там уже не стоит», - жалуется он. Солидарен с ним и руководитель направления «СамоБыт» (холдинг AVentures Group) Антон Лынник, по мнению которого в столице развернулась настоящая борьба за покупателя. «Многие компании вкладывают значительные средства в рекламу на телевидении и в печати, проводят широкомасштабные акции. Но вернуть потраченные на эти цели деньги смогут далеко не все. Пик конкурентной борьбы будет наблюдаться нынешней осенью, после чего я прогнозирую уход некоторых компаний с рынка», - сказал он. Дмитрий Покотило из «Фотоса» утверждает, что пик продаж бытовой техники уже прошел. «Благодаря лояльным кредитным программам ею обзавелись даже малообеспеченные киевляне», - говорит он. А в «Гефесте» добавляют, что качество продаваемой техники довольно высоко и срок ее службы исчисляется 10-15 годами, поэтому необходимость в ее замене наступит не скоро.

Источник: AVentures Group