Евросеть и Мобилочка похудели

«Экономические Известия», № 205 (738), 20.11.2007 г.

Как стало известно «i», крупнейшие сети по продаже мобильных телефонов «Евросеть» и «Мобилочка» вынуждены были на протяжении этого года закрыть в общейсложности около 140 специализированных магазинов-салонов. Представители сетей связывают причину закрытия с увеличением арендных ставок в несколько раз ис потерей рентабельности некоторых магазинов.

Аналитики утверждают, что есть и еще одна не менее важная причина частичного сворачивания сетей — изменение потребительских вкусов и потребностей. PR-менеджер украинского филиала компании «Евросеть» Александр Мельничук отмечает, что процесс открытия и закрытия точек идет постоянно. «Так получилось, что у нас стало меньше салонов, чем было раньше. Но оставшиеся точки обеспечивают большие продажи, чем когда наша сеть состояла из 550 точек. Сейчас у нас их около 450. Точки, которые были закрыты, выполнили свою задачу — они были необходимым элементом нашего агрессивного выхода на рынок. Кроме того, для обеспечения хорошей рентабельности они оказались недостаточно эффективными»,— говорит он. Специалист по связям с общественностью компании «Мобилочка» Татьяна Филиппович отмечает, что закрытие точек продаж было вызвано повышением ставок арендной платы, особенно в регионах. «В конце прошлого года мы планировали планомерно увеличивать количество наших точек. Ближе к середине этого годамы поняли, что чересчур высокая арендная плата количественно расширяться уже не позволяет. Поэтому мы сделали упор на качество сети»,— говорит она. По ее словам, несмотря на то, что часть торговых точек пришлось закрыть, компания все-таки открывает новые точки, но уже более тщательно подходит к выбору мест. «Около 14% всех торговых точек мы в этом году закрыли. Эта цифра для любой торговой сети является несущественной и позволяет оптимизировать бизнес. В настоящее время сеть состоит из более чем 270 салонов»,— говорит госпожа Филиппович. Аналитики называют еще одну причину снижения рентабельности салонов, рассчитанных на массовую продажу недорогих аппаратов. Спрос на рынке меняется.

Средняя себестоимость мобильного терминала по итогам первого квартала 2007 г. составила $173, что на 26% больше аналогичного показателя в первом квартале прошлого года. На долю недорогих мобильных терминалов (себестоимость менее $130) пришлось около 43% всех продаж, что на 22% ниже, чем за аналогичный период 2006 г. Таким образом доля терминалов из нижнего ценового диапазона остается весомой и, по оценкам аналитиков холдинга AVentures Group, в дальнейшем будет сокращаться гораздо меньшими темпами. В то же время доля среднего сегмента ($130-$300) в продажах выросла на 17%, и по итогам отчетного периода составила 45%. На долю дорогого сегмента (свыше $300) пришлось 12%продаж. Сейчас гораздо выгоднее продавать меньше дорогих телефонов, чем много дешевых. Это и начинают делать торговые сети, предварительно оптимизировав бизнес.

Данный факт доказывают следующие данные AVentures Group: если сравнивать первые полугодия прошлого и нынешнего года по объему продаж в штучном и денежном соотношении, получится, что в штучном исчислении рынок уменьшился на 18% (с 3,9 до 3,2 млн. шт.), а в денежном — чуть более чем на 1% (с $540 млн. до $533 млн.). Сетевики намерены открывать новые магазины в следующем году очень осторожно. «У нас не будет агрессивной политики на рынке. Это будет обдуманное грамотное расширение. Сеть может увеличиться на 20%»,— говорит господин Мельничук. «Пик закрытия нерентабельных точек уже прошел. В следующем году мы планируем открыть порядка 30 торговых точек»,— отмечает госпожа Филиппович.

Источник: AVentures Groyp