Мобильные телефоны, смартфоны и коммуникаторы в Украине: итоги 2007

Анализ и прогноз объема украинского рынка, долей производителей, ценовой сегментации, форм-факторов, функций мобильных терминалов, подготовленный департаментом маркетинговых исследований холдинга AVentures Group.

Объем рынка

По итогам 2007 г. в Украине конечными потребителями было приобретено 8.55 млн. мобильных терминалов (телефонов, смартфонов и коммуникаторов), что на 14,5% меньше, чем в 2006 г. (10 млн.).

На фоне уменьшения количества продаж наблюдается увеличение средней себестоимости устройств: со 153 долл. США в 2006 г. до 174 долл. США в 2007 г. Что объясняет практически не изменившееся денежное выражение рынка – 1.49 млрд. долл. США (в 2006 г. – 1.53 млрд. долл. США).

Доли производителей

Флагманом рынка мобильных терминалов по результатам 2007 г., по-прежнему, является Nokia (46%). Второе место занимает Samsung (30%), замыкает тройку лидеров Sony Ericsson (17%).

«Украинцы продолжают демонстрировать стабильный интерес к определенной группе брендов – Nokia, Samsung, Sony Ericsson. По итогам продаж мобильных терминалов в 2007 г. совокупная доля указанной тройки лидеров украинского рынка увеличилась по отношению к 2006 г. на 12 п.п. и составила 93%. Доля рынка Motorola, занимающей четвертую позицию, в 2007 г. сократилась до 4% (2006 г. - 8%), доля LG составила около 2% рынка» – Сергей Дорофеев руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group.

Ценовая сегментация

Что касается ценовой сегментации рынка мобильных терминалов в 2007 г., наблюдаем некоторое перераспределение: уменьшение доли нижнего ценового сегмента (до 130 долл. США) до 45%, увеличение доли среднего ценового сегмента (130 – 300 долл. США) до 43% и верхнего ценового сегмента (свыше 300 долл. США) до 12%.


Форм-факторы

«Среди мобильных терминалов по прежнему формат «Block» является наиболее востребованным. Хотя итоги 2007 г. продемонстрировали незначительное уменьшение доли продаж устройств этого форм-фактора с 59% (2006 г.) до 56%. Также сократилась до 26% (с 31%) доля «раскладушек» («Shell»). При этом выросли до 16% (с 9% в 2006 г.) продажи мобильных терминалов в форм-факторе «слайдер» («Slider»)» – Сергей Дорофеев руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group.

Функции

Удешевление технологий и усиление конкуренции способствует тому, что производители стараются оснастить выпускаемые устройства максимальным количеством функций. Результаты рынка мобильных терминалов Украины 2007 г. свидетельствуют о стремительном появлении мультифункциональных устройств: 70% устройств были оснащены встроенной фотокамерой, 65% -- имели возможность воспроизведения файлов МР3-формата, интерфейсом Bluetooth были оснащены 60% терминалов, слот для установки карты памяти Flash был в наличии у 46% устройств.

Стандарты связи

В 2007 г. более чем в два раза увеличилась доля продаж мобильных терминалов с поддержкой стандарта мобильной связи UMTS, использующейся в сетях третьего поколения (3G).

«Тенденция к увеличению доли терминалов, поддерживающих помимо традиционных стандартов GSM 900/1800/1900 также еще и стандарт UMTS с 6% в 2006 г. до 14% в 2007 г. может благоприятным образом повлиять на темпы внедрения 3G-технологий мобильной связи в Украине. Так, по итогам 2006 и 2007 гг. конечным потребителям было реализовано 1.8 млн. терминалов, которые потенциально могут работать в «сетях третьего поколения» – Сергей Дорофеев руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group.

Смартфоны и коммуникаторы

Доля смартфонов и коммуникаторов в общем объеме проданных мобильных терминалов в 2007 г. составила 7,6% (в 2006 г. – 5,2%). Средняя себестоимость в этом сегменте по итогам 2007 г. увеличилась до 374 долл. США (2006 г. – 365 долл. США).

В сегменте смартфонов и коммуникаторов лидирующую позицию продолжает удерживать компания Nokia – 83% продаж по результатам 2007 г.

«В сравнении с результатами 2006 г. доля продаж смартфонов Nokia уменьшилась с 89% до 83% в 2007 г. из-за увеличения активности в данном сегменте других производителей. Наряду с этим Samsung увеличил свои показатели с 3% (2006 г.) до 5% (2007 г.), SonyEricsson с 1% до 2%. Хорошие результаты в 2007 г. продемонстрировал ASUS, заняв 3% рынка (2006 г. - менее 1%). Доля смартфонов HTC/Qtek уменьшилась с 4% (2006 г.) до 2% (2007 г.)» – Сергей Дорофеев руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group.

Прогноз

По нашим оценкам, в 2008 г. на рынке Украины будет реализовано конечным потребителям около 7,7 млн. мобильных терминалов на сумму 1,42 млрд.долл. США. При этом доля смартфонов и коммуникаторов в структуре продаж мобильных терминалов может превысить 10%.

Справка:

Холдинг AVentures Group работает на украинском рынке ИКТ с 1994 г.

В настоящий момент в холдинг входит Группа розничных компаний (Unitrade, City.com, melofon, CамоБыт, Service Master, B.zone), направление дистрибьюции AV Distribution, а также компания, специализирующаяся на девелопменте коммерческой недвижимости - TRE'n'D (Trade Real Estate and Development).

Оборот холдинга AVentures Group в 2006 году составил 733 млн. долл. США.