В Украине бизнес и государство должны быть партнерами

Под руководством Министра экономики Айвараса Абромавичуса 18 марта завершает работу Комиссия по расследованию деятельности Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ). Бизнес и общественность ожидают публичности результатов расследования и понятных обществу решений Комиссии.

 

1 Общий

Поставщики ИТ-товаров призывают к диалогу с государством, а не к его имитации

Именно поэтому 16 марта этого года Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) инициировала проведение открытой конференции, на которой в максимально открытой форме обсуждались вопросы неудовлетворительных текущих результатов сотрудничества ассоциаций импортеров ИТ-товаров и бытовой электроники с Государственной фискальной службой Украины в борьбе с «серым» и «черным» импортом.

Как все начиналось

15 августа 2014 между Ассоциацией предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) и Ассоциацией «Украинский импортеры бытовой электроники» (АУИПЕ) с одной стороны и Государственной фискальной службой Украины (ГФСУ) с другой стороны был заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Цель этого соглашения – развитие цивилизованных рыночных отношений, повышение прозрачности и предсказуемости функционирования рынка товаров информационных технологий, бытовой техники и электроники, полная оплата таможенных и налоговых платежей в бюджет государства всеми участниками рынка, борьба с «серым» рынком.

2 Шнурко Табакова

Эллина Шнурко-Табакова, председатель правления АПИТУ: «К сожалению, прошедший год показал, что чиновники не готовы к взаимодействию с игроками рынка, а результаты расследования, скорее всего, не будут отражать реальной картины»

Инициаторами меморандума выступили крупнейшие ИТ-дистрибуторы – ELKO, ERC, MTI, МУК, «Инвестком», и торговые сети – «Комфи», «Эльдорадо», «Фокстрот». Подписанию меморандума предшествовал круглый стол АПИТУ 31 июля 2014, в котором приняли участие 90 представителей 68 компаний.

3 Пероганич

Юрий Пероганич, генеральный директор АПИТУ: «Подписанный Меморандум предусматривал взаимные обязательства бизнеса и государства»

Задачей меморандума было обеспечение оплаты в полном объеме НДС на импорт и других платежей, применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, защита интеллектуальной собственности владельцев торговых марок, противодействие сером и черном импорта и обращения товаров.

ГФСУ при этом обязалась обеспечить цивилизованные условия прохождения таможенного оформления и контроля для предприятий, которые разделяют цели Меморандума, определение таможенной стоимости по первому методу – по стоимости товара в инвойсе. К компаниям, которые применяют схемы оптимизации налоговых платежей при импорте и продаже товаров, должны были применяться санкции в соответствии с действующим законодательством.

4 Дегода

Андрей Дегода, президент группы компаний ERC: «У бизнеса был большой запрос на изменения внутри системы и, соответственно, обоснованно завышенные ожидания к новому руководству ГФС. Что прекратится вездесущая коррупция, таможня обеспечит равные условия импортно-экспортных операций для всех субъектов ЗЕД, не будет принуждения предпринимателей к работе по схемам с занижением таможенных платежей и наполнением карманов самих чиновников. Как следствие бизнесу не нужно будет минимизировать слишком большую разницу через фиктивные предприятия, снизится налоговая нагрузка. Это позволит вывести бизнес из тени, легализовать заработные платы, значительно повысить поступления в бюджет и многое другое»

С момента начала действия меморандума была налажено взаимодействие между рабочей группой дистрибьюторов и ГФСУ по установлению справочных минимальных цен при импорте. Также рабочей группой АПИТУ и АУИПЕ проводится анализ данных по импорту товаров информационных технологий, бытовой техники и электроники, по его стоимости и количестве. Отчеты и заключения по такому анализу регулярно передаются в ГФСУ.

5 Фабро

Николай Фабро, член правления АПИТУ: «Что касается занижения цены, то понятно, что телевизор 32’’ не может стоить $60. Притом что себестоимость только самой панели составляет $90»

 

Реальная картина. Это красивое слово – «Меморандум»

К сожалению, принципиальных изменений по оформлению импортных операций и борьбы с нелегальным ввозом товаров не происходит. Предприятия, разделяющие принципы Меморандума, выполняют все его положения и продолжают импортировать товары по полной оригинальной стоимости. Однако, как и ранее, в различных регионах страны продолжают работать крупные импортеры, которые завозят товары с существенным занижением декларируемой стоимости. Периодически закрываются одни юридические лица и открываются новые, которые продолжают импорт с занижением стоимости в больших количествах. Также при этом в страну попадает большое количество товаров без таможенного декларирования и уплаты платежей в бюджет.

6 Радченко

Александр Радченко, заместитель председателя правления АПИТУ: «Государство недополучает сотни миллионов гривен доходов из-за применения коррупционных схем»

В результате государство продолжает недополучать значительные средства в бюджет, а компании, которые придерживаются положений Меморандума, терпят колоссальные убытки от демпинга со стороны компаний, которые пользуются услугами «минимизаторов». По оценкам экспертов, объемы получаемых в бюджет средств можно увеличить как минимум в два раза.

7 Башлаков

Сергей Башлаков, вице-президент MTI: «У ГФСУ есть все возможности, чтобы сделать невыгодным использование различных схем уклонения от налогов»

 

8 Уткин

Евгений Уткин, президент компании KM Core: «Государство должно обслуживать бизнес, а не наоборот. Банковская система предоставлять финансовые инструменты для экономики. В реальности мы имеем совсем другую картину»

 

 

Путь к легализации. Что предлагает бизнес?

 

По мнению участников рынка, государство должно принять дополнительные меры, как по правотворчеству так и по правоприменению для прекращения контрабандного импорта ИТ-товаров и их импорта с занижением таможенной стоимости:

 

1. Общество и бизнес должны иметь право на информацию от государства о том, что именно, в каком количестве и по какой цене импортируется в Украину. Речь идет не о конкретных таможенных декларациях, ведь такие декларации содержат коммерческую тайну. Имеется в виду обобщенная обезличенная информация по десятизначному коду классификатора товаров, средней цене и общем количестве в месяц.

 

В Таможенном кодексе следует снять искусственные ограничения на распространение информации. Требования по защите коммерческой информации есть и в международной Киотский таможенной конвенции, но в Украине на предложение тогдашней Таможенной службы данные требования были установлены более строгие, чем международные обязательства Украины. Так, например, интересы импортеров полностью защищает статья 11 Таможенного кодекса, а статья 56 должна быть либо удалена, либо изменена так, чтобы позволить распространение обезличенной информации.

 

2. Таможня должна получать от импортера достаточно информации для однозначной идентификации товара с целью оценки таможенной стоимости. Для этого таможня должна требовать от импортера заполнять 31 графу Грузовой таможенной декларации в объеме, достаточном для оценки таможенной стоимости.

 

3. Организация контроля прохождения импортируемых товаров на всей цепочке от границы до конечного потребителя. Следует сделать невозможной реализацию товаров, ввозимых контрабандой. В частности предлагается запретить торговлю импортными товарами ИТ и потребительской электроники предпринимателями, которые работают без кассовых аппаратов.

 

Следует сделать такие условия торговли, чтобы занижение таможенной стоимости на границе стало невыгодным, а затем нецелесообразным. То есть, чтобы в случае занижения цены на границе уплачивались большие налоги в цепочке торговли от импортера до конечного потребителя.

 

Ассоциации предоставляют в ГФСУ аналитику по существенной разнице в ценах в разных торговых сетях и интернет-магазинах. Некоторые магазины продают товары по ценам, которые невозможно обеспечить в случае декларирования полной стоимости и уплаты всех причитающихся государству платежей. В таких случаях ГФСУ должна выяснять происхождение таких товаров и принимать все законные меры воздействия на контрабандистов и «оптимизаторов», информировать о таких мерах общество.

 

4. Реагирование на информацию о нарушителях. Ассоциации предоставляют в ГФСУ информацию о конкретных случаях нарушений на таможнях. По таким случаям ассоциация просит проводить расследования и доводить их до конкретных организационных выводов.

 

5. Создание единой таможенной базы данных вместе с Европейским Союзом. Сегодня европейская статистика экспорта из стран Европы в Украину по многим товарным группам может быть в разы больше, чем украинская статистка импорта из этих стран. Доведение до общества такой сравнительной информации должно побудить к борьбе с контрабандой и занижением таможенной стоимости.

 

6. Необходимо поднять вопрос о внесении кодов IMEI в реестр и отключения операторами связи устройств, которые не включены в реестр. Реестр IMEI – реальный механизм преодоления контрабанды мобильных устройств, который доказал свою эффективность.

 

 

 

Подводя итоги, можно сказать следующее. Представители украинского ИТ-бизнеса ожидают, что государство сделает правильные шаги на встречу. Необходимо реально заниматься реформированием налоговой сферы, таможенных и фискальных структур. Заниматься косметическим ремонтом уже поздно.

 

Джерело: http://hi-tech.ua/article/v-ukraine-biznes-i-gosudarstvo-dolzhnyi-byit-partnerami/

 

Див. також: