Оплата труда: оптимизация в условиях кризиса. Рекомендации «Хэй Групп»

В февральском номере журнала "Дистрибуция и логистика" (№ 1, 2009) в статье директора международной консалтинговой компании «Хэй Групп» Валерия МАРЦИНОВИЧА "Оседлайте бурю" приведены рекомендации как общими усилиями, при поддержке сотрудников, выстоять предприятию в период кризиса.

КАК ПОДНЯТЬ МОРАЛЬНЫЙ ДУХ, СНИЖАЯ ЗАТРАТЫ
Сложный экономический период вынуждает работодателей проанализировать затраты на оплату труда, поскольку это – важная статья экономии. Но как при этом не нанести ущерба моральному духу и заинтересованности персонала? Между тем, чего хотят сотрудники, и тем, что может предложить работодатель, всегда существует некоторое противоречие. В период кризиса оно обостряется и может вылиться в конфликт. Чтобы этого не случилось, специалисты рекомендуют следовать пяти ключевым советам.

Совет 1. Будьте открыты и честны. Заручитесь поддержкой коллектива при пересмотре компенсаций и льгот - это поможет снизить вероятность его демотивации. Следует честно и открыто объявить персоналу, что необходимо несколько сократить фонд заработной платы. Большая часть сотрудников - взрослые люди, они поймут, что организация ищет пути выживания. Инструменты диагностики помогут разобраться, какие элементы компенсаций и льгот люди ценят больше всего, а от каких можно отказаться совершенно безболезненно, сохранив или даже увеличив производительность. Исследования показывают, что работники зачастую готовы принять меньшие компенсационные пакеты, если хорошо понимают их структуру.

Совет 2. Спросите сотрудников. У них есть свое мнение по поводу соотношения постоянной и переменной части зарплаты. А руководитель всегда может найти варианты его изменения. Например, что предпочтут люди: более длительный отпуск или повышение оклада? Даже если зарплаты в период кризиса «заморожены», персонал будет по-прежнему мотивирован, имея дополнительные льготы.

Совет 3. Проанализируйте структуру. Снизить затраты на оплату труда зачастую помогает и анализ организационной структуры предприятия. Кризис - самое время присмотреться, не слишком ли много у вас людей на высших руководящих должностях, нет ли избыточных уровней управления и т.п. Тогда действительно важные для компании сотрудники гораздо меньше пострадают.

Совет 4. Удерживайте ключевых сотрудников. К сожалению, факты говорят о том, что в период кризиса именно лучшие работники первыми покидают компанию, что приводит к росту затрат. Избежать этого помогает высокий уровень вовлеченности персонала. Хотя пакет компенсаций, разумеется, также играет свою роль. Если люди знают, что полагающиеся им премии не отменены совсем, а переведены в другую форму (например, в фонд, из которого оплачиваются льготы), вероятность, что они будут искать новое место работы, меньше. Еще один важный фактор для многих сотрудников - возможность улучшить резюме. Поэтому не стоит сворачивать обучающие и развивающие программы - они также помогают сохранить лояльность ключевых специалистов.

Совет 5. Пересмотрите стоимость программ вознаграждения. Экономический кризис - время для анализа многих аспектов бизнеса, и стоимость вознаграждения - не исключение. Конечно, сотрудники не должны при этом чувствовать, что оплата стала хуже. Комплексный анализ структуры вознаграждения с учетом его ценности с точки зрения персонала поможет разработать экономически эффективную и конкурентоспособную стратегию вознаграждения, которая будет оказывать мотивирующее воздействие. Особенно это касается ситуации в Украине, где в последние два года рост заработных плат значительно опережал рост и инфляции, и эффективности труда. Многие работники просто шантажировали руководство и переходили из компании в компанию из-за 200 грн. разницы в оплате. Именно сейчас хороший момент, чтобы изменить существующие модели вознаграждений, избавиться от лишних издержек, пересмотрев систему оплаты, и подготовиться к будущему.

Источник: www.ukrlogistica.com.ua/number.php