Цифровая розница-2010: прогнозы

В 2010 году на рынке IT-ритейла продажи останутся на уровне 2009 года. Часть магазинов закроется, а покупатели будут интересоваться, в первую очередь, бюджетными товарами.

Тенденции розницы-2010

Ранее "GfK Украина" опубликовала результаты своего исследования украинского рынка потребительской электроники за три квартала 2009 года. Несмотря на отмеченную аналитиками позитивную динамику, ситуация на украинском рынке бытовой техники и электроники все еще не может быть признана обнадеживающей. Общий объем рынка в III квартале составил 6,54 млрд. грн., что на 36,9% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

По прогнозам президента "Unitrade Group" Владимира Колодюка, в 2010 году найдут свое продолжение тенденции, имевшие место в году текущем.

"Продолжится уход с рынка некоторых мелких и крупных ритейлеров. Продолжится череда банкротств. Будет наблюдаться консолидация основных игроков. Продажи сохранятся на уровне показателей 2009 года. Ожидается появление специализированной розницы – постепенное отделение персональной электроники от бытовой техники", - прогнозирует В. Колодюк, слова которого цитирует пресс-служба компании.

О каких объемах может идти речь? По данным "Unitrade Group", продажи цифровой техники за три квартала 2009 года, по сравнению с 2008 годом, значительно сократились – в некоторых сегментах, таких как персональные компьютеры, видеокамеры – более чем вполовину по объему (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Продажи IT-товаров за I-III кв. 2009 года по сравнению с I-III кв. 2008 года (кол-во штук)*

*По данным "Unitrade Group"

Ориентируясь на данные графиков, можно говорить о том, что за первые три квартала 2010 года будет продано не менее 300 тыс. ПК, что означает выручку в $124,2 млн. и 370 тыс. ноутбуков - соответственно, $228 млн. (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Продажи IT-товаров за I-III кв. 2009 года по сравнению с I-III кв. 2008 года (млн. $)*

*По данным "Unitrade Group"

Ноутбуки и нетбуки

Видимая на Диаграмме тенденция к сокращению продаж десктопов по сравнению с ноутбуками может продолжиться.

"Если говорить об отдельных продуктах, сейчас ноутбуки стали продаваться лучше, и ни для кого не секрет, что продажи десктопов падают. Связано это, в первую очередь, с ценами: часто покупатель приходит, чтобы купить себе компьютер, но увидев стоимость монитора, клавиатуры, мышки, обращает внимание на ноутбуки", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ менеджер направления "Компьютеры и периферия" сети супермаркетов электроники "Эльдорадо" Денис Поляков.

"Но десктопы все равно будут жить, потому что будущее в компьютерах – за мощностью", - добавляет он.

По словам специалиста, бум спроса на нетбуки со временем угаснет, поскольку в качестве постоянного компьютера нетбук не подходит. "Покупатели жалуются: во-первых, функциональность ограничена, во-вторых – из-за маленького монитора сильно устают глаза. На дачу с ним съездить или в командировку – это одно, но использовать его в качестве постоянного компьютера никак не получится", - говорит Д.Поляков.

Ноутбуки и нетбуки признаются самыми "кризисоустойчивыми" товарами в исследовании "GfK Украина". В III квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение в данном сегменте составило всего 16,7%. При том, что в некоторых сегментах товаров потребительской электроники, в частности, офисного оборудования, мобильных устройств и расходных материалов годовое падение составило 40% и более процентов.

По словам директора по работе с OEM-партнерами "Майкрософт Украина" Леси Униат, хотя год в целом и был тяжелым, а общие продажи ПК упали на 50% по сравнению с 2008, конец года дает надежду, поскольку 70% от всех продаж прошли в последнем квартале.

Если сравнивать поквартально, цифры последнего квартала 2009 года в 1,5 раза лучше показателей предыдущего года.

Л.Униат также отмечает "обгон" ноутбуками десктопов в III квартале 2009. "И в четвертом квартале этот разрыв увеличится", - говорит она.

По оценкам "Майкрософт Украина", в 2009 году было продано около 250 тыс. ноутбуков и 160 тыс. десктопов, причем 45% всех компьютеров приобретали домашние пользователи.

Привычка экономить

Несмотря на то, какой именно продукт нужно будет выбрать в качестве покупки, потребители не будут спешить переходить на более дорогие модели, утверждает В. Колодюк.

По его словам, в 2010 году сохранится интерес покупателей к бюджетному сегменту, и соответственно, ритейлерам будет выгодно расширять ассортимент бюджетных предложений, увеличивая долю устройств минимального ценового сегмента.

"Украинцы научились экономить и относиться к покупкам взвешенно. Поэтому сегодня мы возвращаемся к специализации, формату IT-розницы, в котором 11 лет назад вышли на рынок, но в вихре капитализаций и других мыльных пузырей превратились в универсального игрока с приставкой "техно", - поясняет В.Колодюк.

Объем продаж IT-товаров за I-III кварталы 2009 года*

Наименование I-III квартал 2008 года I-III квартал 2009 года
единиц у.е. единиц у.е.
Видеокамеры 190 000 91 600 000 58 000 21 100 000
LCD телевизоры 350 000 292 300 000 260 000 162 800 000
Ноутбуки 555 000 465 100 000 370 000 228 300 000
Персональные компьютеры 695 000 334 300 000 300 000 124 200 000
Цифровые фотоаппараты 800 000 161 600 000 465 000 76 700 000
Мобильные терминалы 6 100 000 1 164 000 000 2 970 000 386 100 000

* по данным "Unitrade Group"