Рынок ИТ в Украине в 2006 году продолжил расти

19 марта 2007 г

Украинский офис IDC провел пресс-конференцию, в ходе которой были представлены основные результаты нашего рынка информационных технологий.

Как напомнил в ходе своего выступления Владимир Поздняков, глава украинского офиса исследовательской компании, на сегодняшний день IDC проводит мониторинг и анализ следующих секторов ИТ-рынка в нашей стране: компьютеры (настольные ПК, ноутбуки и серверы х86), компоненты (процессоры, жесткие диски, материнские платы), серверные системы (х86, RISC, CISC и др.), системы хранения данных, периферийные устройства (принтеры, копиры, МФУ, фотопринтеры, цифровые фото- и видеокамеры, ИБП), ПО (системы управления предприятием, EAS), а также ИТ-услуги (системная и сетевая интеграция, разработка и внедрение ПО, инсталляция аппаратного обеспечения и пр.).

Согласно данным, представленными аналитиками IDC, за минувший год украинский рынок информационных технологий вырос более чем на 28 %, достигнув $2,2 млрд. В секторе ИТ украинской экономики работают свыше 4 тыс. компаний, в которых трудятся более 47 тыс. человек. Владимир Поздняков привел для сравнения показатели роста рынков информационных технологий в некоторых других странах: по его словам, в России увеличение равнялось 18 %, в Польше – 15 %, в Казахстане – 33 %.

в 2006 году в Украине сохранились высокие темпы прироста поставок персональных компьютеров – общий рост составил 43,7 %, до примерно 1,5 млн единиц. При этом продажи настольных систем увеличились на 32 %, а серверов – на 38,4 %. Но самым стремительным назвал выступающий рост продаж ноутбуков, составивший 119 %. Доля мобильных ПК в общей структуре поставок компьютеров в Украину по итогам 2006 года была равна 20,3 % против 13,2 % годом ранее, в то время как доля десктопов снизилась за тот же период с 85,6 % до 78,5 %, а серверов осталась неизменной (1,2 %). По прогнозам исследователей, в нынешнем году объем реализации персональных компьютеров увеличится еще на 28,5 %, до 2 млн штук.

Владимир Поздняков подчеркнул, однако, что уровень проникновения ПК в Украине остается по-прежнему низким и составляет в среднем 8,8 на каждые 100 жителей. Для сравнения: в России этот показатель равняется 15,7, в Венгрии – 17,2, в Польше – 17,3, в Чехии – 22,9. Таким образом, указал докладчик, следует ожидать сохранения высокого роста продаж ПК в ближайшие годы.

Говоря о динамике структуры рынка настольных компьютеров в нашей стране аналитики отмечают, что в минувшем году крупнейшие десять украинских производителей ПК уменьшили свою совокупную долю на рынке до 32,6 % против 33,2 % годом ранее. Исследователи связывают подобное развитие событий с тем, что компании, входящие в Топ-10 – а это, в порядке алфавитного перечисления, «АМИ», «Версия», «Диавест», «Инком», «К-Трейд», «Компасс», «МКС», «Навигатор», «Фокстрот ИТ», «Эверест» – были не готовы к активному увеличению спроса со стороны покупателей в десктопах и не смогли вовремя нарастить объемы выпуска. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться не столь крупные компании-сборщики, доля которых увеличилась по итогам прошлого года на 1,2 %, до 65,2 %. Одновременно на 0,6 %, до 2,2 %, упала доля А-брендов на украинском рынке настольных систем.

Ключевыми факторами резкого роста поставок ноутбуков в Украину аналитики считают падение цен, сокращение сроков морального устаревания настольных компьютеров, рост мощности мобильных платформ и популяризацию мобильного образа жизни. В 2007 году продажи ноутбуков в Украине увеличатся еще на 62 % и достигнут 507 тыс. штук. 78,3 % рынка мобильных ПК в нашей стране контролируется пятью вендорами – Asus, Acer, Samsung, Toshiba и Dell). Доля же локальных (к которым IDC относит портативные компьютеры, собираемые как в нашей стране, так и России) составила по итогам 2006 года 5,7 %. Перспективы локальных сборщиков, отметил Владимир Поздняков, во многом зависят от эффективности программы Intel, направленной на унификацию компонентов для выпуска ноутбуков.

Аналитик украинского офиса IDC Андрей Головных в свою очередь указал, что в прошлом году рынок серверов архитектуры х86 рос в нашей стране пропорционально общему объему рынка компьютеров. В 2007-2011 году, добавил он, поставки серверов несколько ускорятся, и их доля вырастет до 1,5 %. Основная часть доходов поставщиков серверов по-прежнему приходится на системы х86. В 2006 году на долю таких решений приходилось 68,7 % от всех доходов украинского рынка серверов (годом ранее – 65,8 %). Чуть больше четверти выручки пришлось на системы RISC, 5,3 % – на архитектуру EPIC, а 0,5 % - на CISC. Примечательно, что за прошедший год претерпела изменение структура рынка серверов по вендорам. Если в 2005 году украинские производители занимали 70 % в количественном выражении, то в 2006 году их доля упала до 49 %. Лидером же по числу проданных в нашей стране серверов осталась НР, доля которой равна 27 %. На долю других крупных международных брендов приходится 24 %. Крупнейшими в Украине местными производителями аналитики IDC считают (в алфавитном порядке) такие компании: «Версия», «Инком», «Квазар-Микро», «Навигатор» и «Спецвузавтоматика».

Что же касается систем хранения данных, то здесь, продолжил Андрей Головных, совокупный объем решений растет ежегодно на 107-108 %. При этом Украина следует тенденциям Центральной и Восточной Европы, где внутренние системы хранения стремительно вытесняются внешними, главным образом SAN.

Отвечающий за исследования в области периферии Алексей Гвозденко в своем выступлении обратил внимание на тот факт, что рынок устройств печати и копирования в прошлом году вырос на 7 %, причем такой же показатель роста планируется и на 2007 год). При этом для разных технологий печати наблюдается разная динамика: если в сегменте струйных устройств процесс вытеснения принтеров многофункциональными устройствами (МФУ) достиг кульминации, вылившееся в резкое падение поставок принтеров и быстрый рост реализации МФУ, то в сегменте лазерных устройств продажи принтеров по-прежнему растут, несмотря на активное распространение МФУ. Выступающий отметил также, что за последние два года интенсивно росли продажи цветных лазерных МФУ, в том числе и продуктов формата А3 со скоростью печати свыше 20 страниц в минуту.

Общий объем поставок на украинский рынок цифровых фотоаппаратов в 2006 году составил 592 тыс. штук против 350 тыс. годом ранее. Алексей Гвозденко сообщил также, что более двух третей от всех проданных в Украине в последней четверти прошлого года фотокамер имели разрешающую способность 6 или 7 мегапикселей. Практически исчезли устройства с разрешением 3 мегапикселя.

Александр Копич, аналитики IDC, представил данные относительно рынка ПО и услуг в нашей стране в прошлом году. По его словам, в 2006 году рынок ИТ-услуг в Украине вырос на 21,5 % по сравнению с 2005 годом, до $192,2 млн. Что же касается систем управления предприятием, то здесь показатель роста был несколько выше, составив 22,3 % (до $26,4 млн). Прогнозы IDC на нынешний год относительно EAS предусматривают увеличение объема рынка более чем на 22 %, а также усиление роли партнеров и расширение вендорами своих партнерских сетей, и дальнейшую модернизацию уже работающих систем. Александр Копич особо отметил, что украинский рынок AES по-прежнему слишком мал в денежном выражении. Что же касается предположений для ИТ-услуг, то здесь ожидается доминирование инфраструктурных проектов, а наиболее важными отраслями останутся промышленность, финансовый и телекоммуникационный сектора.

В своем заключительном слове Владимир Поздняков выделил ряд ключевых особенностей украинского ИТ-рынка. В частности, он обратил внимание на то, что доля оборудования в структуре рынка информационных технологий занимает превышает 80 %. Причины этого выступающий видит в том, что наш рынок все еще далек от насыщения (показатель расходов на ИТ на душу населения в прошлом году равнялся всего лишь $46), а, кроме того, в невысокой культуре использования ИТ (заказчики попросту не готовы покупать услуги) и в том, что продажа услуг «прячется» в продажах оборудования. По мнению главы украинского офиса IDC, рынки ПО и ИТ-услуг остаются слаборазвитыми, но именно в них кроется наибольший потенциал.

Источник: Channel Partner