На организацию мощного компьютерного производства даже “в государственном масштабе” достаточно $150-200 тыс., а на цех, способный завалить “писюками” небольшой райцентр, нужно в 30-40 раз меньше денег
От автора
Нынешние игроки IT-рынка крайне неохотно делятся информацией об организации производства компьютеров. Корреспондента БИЗНЕСа, попросившего дать экспертную характеристику рынка и оценить перспективы появления на нем новых игроков, представители некоторых компаний из компьютерной топ-девятки обвинили в промышленном шпионаже. После общения с некоторыми производителями ПК сложилось впечатление, что они просто панически боятся появления конкурентов в том или ином сегменте рынка. Некоторые представители операторов рынка, так сказать, “с пеной у рта” уверяли, что успеха организация предприятия по сборке десктопов не принесет, что этот бизнес требует многомиллионных вложений, а когда они окупятся в нынешней ситуации на рынке — неизвестно. Заверяли, что организация производства — занятие весьма хлопотное и проблематичное, что раскрутка бренда и завоевание доверия покупателей — дело многих лет. Но тогда хочется спросить: почему же тогда львиную долю рынка захватили производители, выпускающие вообще не брендированные ПК или малоизвестные торговые марки? Почему ныне работающие компании наперебой спешат увеличить свои мощности, а не продают свой бизнес или не перепрофилируются в производителей, например, туалетной бумаги, которая всегда востребована? Впрочем, ответ на эти вопросы весьма прост (и ответ единственный): хотя рынок растет и региональные его ниши еще далеки от заполнения, вхождение в этот рынок (особенно в эти незаполненные ниши) почти ничего не стоит. Начальные инвестиции в цех по сборке ПК, способный удовлетворить потребности среднего городка (вроде Прилук или Жмеринки) с окрестностями, могут исчисляться сотнями долларов. А само производство — не сложнее (а часто проще) складывания конструктора типа Lego и из оборудования нуждается только в наборе гаечных ключей и отверток. Отсюда и страх крупных производителей: пока они доберутся до регионов, тамошние рынки уже “застолбят” местные умельцы…
Перспективы
В обзоре компьютерного рынка на стр.108-110 БИЗНЕС уже отметил, что в ближайшие три года спрос на персональные компьютеры будет увеличиваться. При этом основную часть спроса будут удовлетворять небольшие компании, производящие 500-1000 компьютеров в месяц. Они зачастую реализуют свою технику в пределах одного города, максимум — одной области.
Ответом на этот растущий спрос станет выход в регионы сетей бытовой техники и электроники. При этом только одна сеть, развивающаяся по всей территории Украины, — “Фокстрот” — имеет свое производство ПК. А это значит, что остальные ритейлоры, не декларировавшие планы по открытию десктоповых производств, будут реализовывать технику других производителей. Росту продаж ПК будет способствовать удовлетворение так называемого отложенного спроса как различными организациями и компаниями, так и домашними пользователями. А активизации спроса — появление новых технологий, операционных систем и программного обеспечения, для работы с которыми пользователям придется обновлять свою технику. В сложившейся ситуации, по оценкам специалистов, вполне уместно говорить о скачке продаж ПК. И хотя операторы рынка уверяют, что существующих мощностей по производству десктопов достаточно для удовлетворения растущего спроса, опыт конца прошлого года показал, что нынешние лидеры рынка не всегда в силе это сделать.
Кто куда
Поскольку производители ПК делятся на три категории — мелкие сборщики, маломощные и крупные производители, — соответственно, и каналы сбыта продукции у них разные (см. “Структура...” на стр.114). Тем, кто организовывает производство, эксперты рекомендуют сначала просчитать, на какой канал продаж оно может быть ориентировано. “Без решения вопроса реализации продукции организация производства не имеет смысла. Мы, например, открывали свое производство под свою же розничную сеть”, — подчеркивает глава правления АО “DiaWest” Анатолий Балюк.
Мелкие сборщики предлагают свои ПК не только частным пользователям, но и небольшим компаниям. По словам экспертов, сейчас многие компании, желая сократить затраты на организацию технического парка, обращаются к частникам. Лучше всех себя чувствуют “гаражно-коленные” производители в регионах, где пока нет сетевых продавцов техники. Но и в Киеве, где “толкают” свои компы почти все топ-производители, полукустарный выпуск ПК не увядает. По оценкам специалистов, на протяжении еще нескольких лет доля таких производителей будет постепенно снижаться, но около 10% рынка им удастся удержать. Этот вид производства интересен тем, что у него самаябольшая маржа — 15-20%. Но из-за малых объемов производства большинство частных сборщиков рассматривают свою деятельность только как вариант получения дополнительного заработка. Только в одном случае деятельность мелких сборщиков можно назвать успешной, говорят эксперты, — когда такому сборщику удается найти корпоративных клиентов. Но таких клиентов в большинстве случаев перехватывают сборщики, организовавшие пусть небольшое, но до определенной степени поточное производство средней мощностью в 300-500 компьютеров в месяц. По словам начальника производства компании “МКС” Сергея Быкова, в основном сбывают свои ПК такие производители в несетевой рознице, как правило, в собственных фирменных магазинах. Основная масса маломощных производств сосредоточена в регионах, где каждое из них порой занимает монопольное положение. И, по прогнозам экспертов и участников рынка, несмотря на активное развитие сетевиков, доля таких компаний в ближайшее время не уменьшится. В своих регионах маломощные производители перехватывают часть заказов от корпоративного сектора не только у полукустарей, но и у более крупных компаний.
Мелкий без…
Чтобы стать микропроизводителем компьютеров (до сотни единиц в месяц), особых денежных вложений не нужно, уверяют эксперты. Как отмечалось выше, собирают ПК в большинстве случаев один, максимум два человека. Специальное помещение для этого не нужно. Комплектующие большинство полукустарей не запасают — при получении заказа все необходимое можно купить у поставщиков в считанные часы, в том числе и в регионах. А форма расчетов с такими мелкими компаниями предусматривает 100%-ную предоплату всех расходов на комплектующие. Правда, обходятся комплектующие мелким сборщикам дороже, чем остальным производителям, потому что последним при покупке больших партий удается выторговать более низкие цены (на 20-40%). Но зато из-за отсутствия затрат на помещение, зарплату сотрудникам и организацию специальной проверки компьютеров (на которые крупные компании тратят по нескольку десятков тысяч долларов) уровень дохода у “мелочи” выше, чем у средних, а тем более крупных производителей, — на 15-20% от продажи одной единицы техники.
Кстати, организовать такое “сезонное” мелкое производство вполне уместно было бы и любой крупной производственной, торговой, инжиниринговой компании (для которой выпуск ПК не является профильным направлением бизнеса) на базе своих техотделов. Ведь эти отделы и так главным образом занимаются тем, что ремонтируют и совершенствуют ПК для своей компании, так что сборка и тестирование новых десктопов взамен отслуживших свое не будет чем-то неподъемным.
Средний класс
К малозатратным процессам эксперты и операторы рынка относят организацию небольших и средних производств. По словам директора департамента продаж компании Everest Марины Заславец, особых затрат производство мощностью до 500 компьютеров в месяц не требует: “При таких объемах вклад в производство равен нулю. Здесь нужны только специалисты, которые владеют отверткой и хотя бы минимальными инженерными знаниями”. По ее оценкам, количество сотрудников в таких компаниях — 5-10 человек.
Такое производство может разместиться (и в большинстве случаев размещается) в небольшом помещении, например в двухкомнатной квартире, в одной из комнат которой ставят пару столов, где и прикручивают “материнки” к корпусам, а во второй — организовывают склад готовой продукции.
Получается, что на создание маломощного производства на старте достаточно потратить $3-5 тыс. (что, конечно, чуть больше нуля). Деньги эти пойдут на аренду квартиры (если жаль загаживать собственную) и закупку запаса комплектующих на десяток-другой компьютеров, если одним из основных каналов сбыта будет местная розница. Корпоративные и индивидуальные заказчики, как говорилось выше, обычно сами предоплачивают приобретение “запчастей”. При этом прибыльность небольших производств только от продажи компьютеров составляет 10-15%.
Топ-топ
По мнению Марины Заславец, говорить об инвестициях в производство можно, только когда компания начинает производить более 1 тыс. компьютеров в месяц. В таком случае уже придется потратиться и на специально организованное помещение, и на проверку качества выпускаемой техники, и на обучение персонала, и на контроль за персоналом (часто на производствах имеют место кражи комплектующих, и для борьбы с этим многие компании в производственном цехе устанавливают системы видеонаблюдения), и на маркетинг. По словам г-на Балюка, основную часть средств “съедает” помещение и его оборудование (конвейер, обустройство рабочих мест для сборщиков, тестирующее оборудование). Компания Everest в настоящее время модернизирует производство компьютеров, для чего выделено $50 тыс. По мнению г-жи Заславец, такой суммы вполне хватит для организации производства мощностью 10 тыс.
компьютеров в месяц. Другие эксперты согласны, что $50-70 тыс. достаточно для обустройства многотысячного компьютерного производства. Основные средства уйдут именно на тестирующее оборудование. Например, один вибростенд (на них проверяется тряскоустойчивость техники) стоит около $10 тыс., а машин таких нужно по одной на каждые 2-3 тыс. ПК в месяц. Но некоторые производители умудряются экономить и на этом оборудовании. Они покупают сначала один фирменный вибростенд, а по мере расширения производства собирают его аналоги своими силами.
Есть еще такие дополнительные затраты, скономить на которых лучше и не пытаться. Мария Заславец уверяет, что основные средства вкладываются в людей, в обучение и удержание специалистов высокого класса, которые и организовывают это производство: “Если в организацию помещения под производство мы вкладываем $50 тыс., то в людей — $100 тыс.”. С этим согласен и Анатолий Балюк. Тем не менее в крупных компьютерных компаниях наблюдается очень большая текучка кадров, особенно на производстве. Проработав какое-то время на сборке, сотрудники, изучив весь процесс, поняв, что его можно безболезненно и недорого наладить самостоятельно, организовывают свои мини-цеха, составляя конкуренцию бывшим работодателям.
Чтобы хоть как-то бороться с этим явлением, крупные производители стараются максимально сузить специализацию сборщиков. По словам Марии Заславец, так их компании удалось немного уменьшить текучку: “Мы разбиваем производственный цикл на маленькие операции, грубо говоря, каждый сборщик должен завинтить только четыре болта”. При этом, по словам экспертов, в среднем, квалифицированный сборщик, способный выполнить весь цикл работ, получает около $600, а человек, который завинчивает лишь несколько винтиков, — $200-300.
Хотя, по словам г-жи Заславец, такая механическая работа не идет на пользу в борьбе за удержание кадров: “Мы отбираем сборщиков методом тестирования, потому что не все способны на такую механическую, но точную и аккуратную работу. Таких людей найти так же сложно, как и грузчика, который будет аккуратно сгружать товар”. Она рассказала, что, например, в Корее на конвейере стоят девушки, потому что считается, что они обладают большей психологической устойчивостью при выполнении однообразной механической работы.
Открывая такое производство, не стоит забывать и о маркетинге, который помогает обеспечивать достаточный уровень продаж. Правда, больших денег на рекламу и продвижение товара производители не тратят. По словам г-на Балюка, поскольку компьютеры — товар специфический, а реклама десктопов на ТВ и радио неэффективна, лучше всего рекламировать их в специализированных изданиях. На это вполне достаточно $300-500 в месяц. Например, в Киеве часто рекламу ПК можно встретить в метро, где размещение 500-700 объявлений стоит $200-300 в месяц. Кроме того, производители периодически организовывают совместные акции с сетями бытовой техники, что позволяет уменьшить затраты или вообще прорекламироваться за счет ритейлоров.
Итак, по подсчетам экспертов и операторов рынка, на организацию мощного производства, с учетом подбора высококвалифицированного персонала, достаточно $150-170 тыс. И хотя доходность этого бизнеса, если говорить только о продаже ПК, составляет лишь 5%, ее можно повысить за счет предоставления комплексных решений и системной интеграции. Для этого нужно научить сотрудников не только собирать ПК, но и разворачивать и обслуживать сети, устанавливать ПО. При правильной организации всех процессов вложенные средства можно “отбить” в течение двух лет. По словам г-жи Заславец, инвестированные в открытие нового производства деньги их компания, например, планирует вернуть в течение года.
Текст: Ангелина Бакалинская, lina @ business . ua
Фото: ИТАР-ТАСС, AP
БИЗНЕС, 19 февраля 2007 г, www.business.ua;