На вопросы редакции «Channel Partner Украина» отвечает Вадим Ленков, коммерческий директор компании MUK
Основные тенденции 2007 года на рынке ИТ-дистрибьюции
Прежде всего, будет и далее развиваться Value Distribution, то есть продажа не просто «коробок», а решений. У всех дистрибьюторов будут созданы соответствующие подразделения. Здесь наблюдается устойчивый рост, поскольку заказчики приобретают все более серьезную технику и доля тяжелых решений увеличивается. В течение 2–3 лет это направление будет развито у всех без исключения дистрибьюторских компаний.
Это связано с ростом финансового, промышленного и телекоммуникационного рынков и завершающимся у нас процессом приватизации, когда ИТ отводится роль инструмента, непосредственно повышающего прибыльность предприятия.
Поэтому кроме непосредственной поставки самого решения мы говорим об установке, конфигурировании, обслуживании и сопровождении техники. Задача интегратора сегодня зачастую сводится к сбору из различных каналов поставки оборудования для проекта. А непосредственно установку и сопровождение отдают на аутсорсинг сервисным специалистам дистрибьютора, поскольку сам интегратор их не может или не хочет иметь.
Что касается собственно игроков, то, скорее всего, в ближайшие годы останется около двух десятков наиболее крупных дистрибьюторов, а небольшие компании станут специализироваться строго на определенном спектре продукции или просто будут уходить. Как, собственно, будет исчезать и такое понятие, как субдистрибьюция.
Что будет продаваться хорошо, а что – плохо?
Достаточно большой рост мы наблюдаем в секторе серверов и систем хранения данных, особенно средних и тяжелых решений. Я предполагаю примерно двукратный рост. По количеству проданных устройств решения среднего уровня превосходят высокоуровневые в 5–10 раз, а в денежном выражении эти сегменты практически сравнялись. На решениях начального уровня сейчас зарабатывается очень мало. Здесь речь идет скорее об эффекте «присутствия» вендора и его доли рынка.
В сегменте ноутбуков наблюдается очень большая динамика роста. В 2006 году мы ожидаем примерно двукратный рост продаж и, думаю, года через 2–3 количество проданных десктоп-систем и ноутбуков сравняется. При этом в основном за счет продажи ноутбуков начального и среднего уровня, поскольку наш рынок традиционно чувствителен к цене. Я не ожидаю каких-то серьезных изменений в росте продаж в Украине десктопов западных производителей – в отличие от сегмента ноутбуков. По моему мнению, собирать ноутбуки в Украине сейчас не выгодно.
Постепенно «умирает» рынок КПК, на смену которым приходят смартфоны.
Практически стабилизировался в денежном выражении объем рынка периферийных устройств. Фактически новые модели принтеров выпускаются раз в 3–4 года. А вместо нескольких устройств сейчас уже покупается одно МФУ, заменяющее их. Вряд ли что-то изменится. Будет, безусловно, расти рынок расходных материалов, хотя по-прежнему высок уровень неоригинальной продукции.
Будут активно развиваться сервисы. Будут востребованы услуги по обслуживанию оборудования, инсталляции систем и т. д. Доля сервиса и программных решений в стоимости контракта станет занимать все большую долю.
Что подешевеет, а что подорожает?
Думаю, что ниже какого-то порога стоимость техники падать не будет. Например, для ноутбуков нижняя ценовая планка останется на уровне $500–600. При этом на смену старым моделям будут приходить более совершенные и производительные. Есть тенденция к удешевлению серверных решений, если мы говорим о некоторой средней стоимости. Удорожание будет происходить там, где мы увидим переход к новым технологиям или при условиях временного дефицита на какие-то компоненты. Но последнее предсказать сложно.
Источник: Channel Partner
Полный текст публикации см. www.cp-ua.com/publication/804/