Проблемный франчайзинг

13.03.2007 Экономические новости, №42(572)

Около 8% франчайзинговых предприятий в мире в течение первых трех лет работы оказываются нежизнеспособными.
При этом почти 90% вновь созданных независимых компаний прекращают свое существование, говорится в исследовании Международной ассоциации франчайзинга. Средняя рентабельность инвестиций в первые 10 лет для независимых компаний составляет около 300%, а для предприятий-получателей франшиз - более 600%.

Украинские компании постепенно берут на вооружение данную модель развития бизнеса. Если еще пять лет назад с помощью предоставления франшиз развивалось от силы десяток отечественных компаний, то сегодня в Украине насчитывается 272 франчайзинговые точки. По словам Евгении Кривонос, мастер-франчайзи сети в Украине компании Team Vision, наиболее часто франчайзинг применяется в сфере торговли. Второе место занимает сфера общественного питания. «Здесь по франшизе работают практически все, начиная с маленьких киосков, заканчивая фешенебельными ресторанами»,- говорит госпожа Кривонос.

Эксперты отмечают, что в ближайшие 2-3 года сфера услуг может стать лидером по количеству франшиз. Причины - минимальные затраты на построение бизнеса и повышение спроса на бытовые услуги.

Представители украинских компаний, желающие развивать собственный бизнес по модели франчайзинга, предоставляют партнерам (франчайзи) право использования логотипа, технологий, корпоративных стандартов и предлагают собственную логистику. Но многие из них сталкиваются с такими проблемами, как нежелание франчайзи инвестировать в развитие бизнеса. Юрий Приходько, директор розничной сети компании «DiaWest», заявил «і»: «Франчайзи считают, что мы должны создать им все необходимые условия для работы магазина, а потом они будут продавать наш товар и отчислять определенный процент от продаж нам». Такая позиция потенциальных партнеров, по словам Юрия Приходько, несколько озадачила руководство компании, но, несмотря на это, было принято решение продолжать работать по франчайзинговой модели развития бизнеса, выдав франшизу одному магазину. «Мы столкнулись с проблемой недостаточной подготовки персонала. Это отражается на финрезультатах работы нашего первого магазина»,- сетует господин Приходько. О перспективах дальнейшего развития розничного бизнеса DiaWest по системе франчайзинга Юрий Приходько говорить не стал.

Холдинг AVentures Group также пробовал привлечь партнеров на условиях франшизы. Игорь Познахоренко, руководитель группы розничных компаний холдинга, заявил «і»: «Было принято решение приостановить франчайзинговый эксперимент». По его словам, причиной стала недостаточная стандартизация внутренних бизнес-процессов в холдинге. «Если есть проблемы по части стандартизации собственных бизнес-процессов, если правила и процедуры недостаточно формализованы, то компания неизбежно получит проблемы во взаимодействии между ней, франчайзинговым партнером и клиентом»,- говорит Игорь Познахоренко.

Эксперты утверждают, что минимальный единовременный взнос (франшиза) для вступления в бизнес составляет примерно $6 тыс. При этом средняя стоимость франшизы может исчисляться и сотнями тысяч долларов. Например, по словам Евгении Кривонос, покупка мастер-франшизы для развития сети фаст-фудов MacDonalds обойдется потенциальному партнеру в $1 млн. Несмотря на столь высокую цену, желающих купить такую франшизу в Украине достаточно, отмечает госпожа Кривонос.

Источник: AVentures Group