Главными направлениями перемен на ИТ-рынке будут мобильные устройства, облако, соцсети и аналитика «больших данных» - сообщает PCWEEK.
Год назад аналитики IDC прогнозировали, что новая доминирующая платформа ИТ-отрасли, построенная на технологиях мобильных устройств, облачных сервисов, социальных сетей и аналитики «больших данных», начнет превращаться в магистральное направление. Сегодня расходы на эти технологии растут примерно на 18% в год и ожидается, что на их долю будет приходиться не менее 80% общего роста ИТ-расходов в период до 2020 г. На кон поставлены будущие доходы, и IDC ожидает, что 2012 год станет началом серьезной борьбы за рынок, так как вендоры будут стремиться занять лидирующее положение на этих критически важных и быстро растущих направлениях ИТ.
«Сдвиг отрасли к третьей платформе в 2012 году ускорится, заставляя лидеров отрасли делать смелые инвестиции и принимать судьбоносные решения, - пишет Фрэнк Дженс, старший вице-президент и главный аналитик IDC. - Microsoft, HP, SAP, RIM и другие компании, включая Apple, окажутся на перепутье. К концу года мы сможем понять, какие из вендоров окажутся - а какие нет - в числе лидеров отрасли к концу десятилетия».
В целом, IDC прогнозирует, что мировые ИТ-расходы в 2012 году вырастут на 6,9% за год и составят 1,8 трлн. долл. До 20% этой общей суммы расходов принесут технологии, которые меняют лицо ИТ-отрасли - смартфоны, медиа-планшеты, сети мобильной связи, социальные сети и аналитика «больших данных». При этом на долю формирующихся рынков (т. е. за исключением Северной Америки, Западной Европы, Японии, Австралии и Новой Зеландии) будет приходиться более половины всего роста ИТ-расходов в мире в 2012 году; лидерами здесь станут страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и ряд других быстро растущих рынков, в т. ч. Индонезия, Вьетнам и Саудовская Аравия. Растущее значение этих рынков отражено в прогнозе IDC: Китай обгонит Японию, став вторым по величине ИТ-рынком в мире.
2012-й можно также назвать годом господства мобильных устройств: смартфоны и медиа-планшеты обгонят традиционные ПК по объему поставок и сумме расходов, а мобильные приложения, подойдя к отметке 85 млрд. загрузок, принесут больше дохода, чем рынок мэйнфреймов. На рынке мобильных устройств произойдет дальнейшее нарастание конкуренции: Microsoft вступит в решающую битву за доминирование на рынке мобильных операционных систем, а Kindle Fire будет оспаривать первенство iPad на рынке медиа-планшетов. В то же время, множество новых мобильных устройств с «достаточно хорошей» функциональностью (читай: «смартфон lite») потеснят сегодняшних лидеров, играя на цене и наборе функций, на ключевых формирующихся рынках, таких как Китай, Индия, Индонезия и Бразилия.
Конкуренция обострится и на рынке облачных сервисов: в 2012 году стратегический прицел сместится с построения инфраструктуры на создание прикладных платформ и экосистем. Здесь борьба за доминирование корпоративной платформы только начинается, и устоявшиеся игроки - IBM, Microsoft и Oracle - сталкиваются с серьезным натиском Amazon, Google, Salesforce.com и VMware. Как свидетельство этого нарастающего соперничества, IDC ожидает, что в 2012 году доход Amazon Web Services от облачных сервисов превысит 1 млрд. долл., а Google Enterprise достигнет той же отметки в пределах полутора лет. IDC ожидает также целой лавины покупок и слияний на этом рынке, так как вендоры будут бороться за конкурентное преимущество. Можно ожидать, что Microsoft купит облако контента/медиа-контента (напр., Netflix), чтобы обеспечить рынок для своих приложений. Другими вероятными объектами покупки могут стать компании облачных приложений/SaaS, такие как Workday, NetSuite и Taleo.
Технологии социальных сетей - особенно там, где они дополняются мобильными технологиями - будут рассматриваться как обязательная составляющая корпоративной стратегии каждого крупного ИТ-вендора. Как результат, IDC ожидает, что ряд крупных ИТ-вендоров совершат «знаковые» покупки в сфере соцсетей, а другие продолжат расширять свои платформы сообществ. Такие компании, как LinkedIn, Spigit, BrightIdea, Attensity и Lithium выглядят вполне логичной покупкой для Microsoft, IBM или Oracle. В то же время, Facebook попытается использовать свое доминирование в потребительском секторе, чтобы взять на себя более широкую роль главной платформы взаимодействия бизнеса с потребителями (B2C).
Наконец, аналитика «больших данных» (big data) займет место еще одной необходимой специализации в 2012 году в свете того, что совокупный объем цифрового контента достигнет 2,7 секстибайт (ZB), что на 48% выше уровня 2011 года. Свыше 90% этой информации будет неструктурированной: изображения, видео, MP3-файлы, файлы соцсетей и различных веб-нагрузок. Они несут в себе большой заряд информации, однако трудны для анализа и понимания. Поскольку организации будут стремиться выжать максимум ценных сведений из этого моря информации, IDC ожидает, что предложения, более тесно интегрирующие обработку данных и аналитику - такие как СУБД-в-памяти и бизнес-аналитика (BI) - будут встречать всё более растущий спрос. Как и на рынке облачных сервисов, 2012 год, вероятно, увидит много покупок и слияний в сегменте «больших данных», так как крупные ИТ-вендоры будут стремиться обрести дополнительную функциональность.
Помимо значительных перемен на рынках мобильных устройств, облака, соцсетей и «больших данных», IDC ожидает также, что 2012 год станет важным этапом в ряде других областей ИТ:
- расходы на мобильные сети передачи данных впервые превысят расходы на сети передачи данных по стационарным сетям;
- 80% новых коммерческих корпоративных приложений будут развернуты на облачных платформах;
- вендоры с формирующихся рынков, в частности Huawei и China Telecom, предпримут агрессивное наступление на развитых рынках, включая США;
- за ближайшие два года количество мобильных смарт-устройств в сети превысит количество традиционных компьютеров в соотношении почти 2:1, всё больше меняя привычные формы взаимодействия пользователей друг с другом и с самими устройствами.
«ИТ-отрасль последует дальше тем же путем трансформации, что и в 2011 году, но события, варианты выбора и будущие ставки будут совсем иными в 2012 году, - пишет Дженс. - Необходимость срочно действовать, принимая при этом верные решения, значительно усилится. К концу 2012 года мы сможем увидеть гораздо яснее, какие игроки успешно позиционировали себя в группе лидеров в этом марафоне за первенство в отрасли в последующее десятилетие».