Компаньон, № 20(536)
Windows Vista в Украине была встречена ожидаемым интересом новаторов и скептицизмом системных администраторов.
Начиная с мая 1990 г., когда вышла в свет первая широко разрекламированная версия операционной системы Windows - 3.0, выпуск каждой новой ОС от Microsoft становился эпохальным событием не только для компании, но и для всего мира. По оценкам, сегодня в мире установлено около 500 млн. копий различных Windows.
Последняя новинка - Vista - обошлась Microsoft в $6 млрд. и стала итогом пятилетнего труда десятитысячной армии специалистов. Однако появление продукта - это лишь первая часть пути к успеху. Ведь еще необходимо завоевать сердца и компьютеры многомиллионной аудитории потребителей. После четырех месяцев с начала продаж представители Microsoft в целом остаются довольны положением дел. «На протяжении первого месяца в мире было продано 20 млн. лицензий: производителям персональных компьютеров, корпоративным клиентам, которые переходят с XP на Vista, а также коробочных версий Vista. Для сравнения: в течение двух первых месяцев после выхода Windows XP в мире было продано 17 млн. лицензий. Это говорит о позитивном восприятии Windows Vista всеми категориями пользователей», - поделился Юрий Педерий, менеджер по продуктовому маркетингу компании «Майкрософт Украина». Однако на фоне достаточно успешных результатов глобального распространения новой системы украинский рынок пока скептически присматривается к ней. «По моему мнению, ожидания насчет быстрого распространения новой операционной системы не сбылись», - утверждает Михаил Мельник, продакт-менеджер направления «Персональные компьютеры» группы розничных компаний (Unitrade, City.com, melofon) холдинга AVentures Group.
Подводные камни
Microsoft заявила о планах реализовать за 2 года порядка 200 млн. копий новой операционной системы и превзойти предыдущую версию, которая, по данным IDC, разошлась 120-миллионным тиражом. Ожидания руководства корпорации во главе с Биллом Гейтсом обусловлены более высокой функциональностью, удобством и безопасностью Vista по сравнению с прошлыми версиями Windows. Однако на таких развивающихся рынках, как украинский, некоторые факторы, эффективные в развитых странах, не срабатывают.
Нежелание корпоративных заказчиков
По информации NPD Group, в США продажи Windows Vista в корпоративном сегменте превзошли все ожидания. Суммарная прибыль за первый месяц реализации ОС Vista превысила продажи версии Windows 2000 в марте 2000 г. на 62,5%, но не дотянула 3,7% до показателя Windows XP. В отличие от американского украинский бизнес пока демонстрирует прохладное отношение к операционной системе нового поколения. «Спрос на Windows Vista среди корпоративных заказчиков приближается к нулю. Дело в том, что этот сегмент потребителей активно использует предыдущие проверенные временем операционные системы. Новая ОС весьма требовательна к ресурсам компьютера, а предприятия не готовы тратить деньги на обновление своего парка. К тому же в случае замены придется проверять систему на совместимость с используемыми программами», - утверждает Михаил Мельник.
Проблема нежелания перехода на операционную систему Windows Vista имеет место не только в Украине. Под влиянием многочисленных просьб и обращений американская компания Dell намерена продолжать распространение компьютеров с предустановленной Windows XP.
Надежды на розницу невелики
Исследователи Gartner прогнозируют, что до 30% всех продаж Windows Vista придутся на предустановленные на ПК системы. «Благодаря значительному росту продаж ПК в розничных сетях, работа с этим каналом становится одним из приоритетных направлений. Мы уделяем большое внимание тренингам продавцов и промоутеров по продажам компьютеров с Windows Vista», - заявляет Юрий Педерий. Но Михаил Мельник возражает: «На сегодняшний день Microsoft тесно сотрудничает преимущественно со сборщиками ПК, а не розничными игроками».
Практика последних месяцев показывает, что продажи персональных компьютеров с предустановленной ОС напрямую зависят от качества предоставленной в магазине консультации. «В сети магазинов City.сom, ориентированных на массового потребителя, приблизительно 95% персональных компьютеров, как и прежде, продаются без ОС. Однако в нишевой сети Unitrade, где потребителям предоставляется более качественная консультация о продукции, этот показатель составляет 65%. Ситуация в сегменте ноутбуков проще, так как большинство предлагаемых моделей уже оснащены операционной системой Windows Vista и покупатели чаще останавливают выбор на данной операционной системе», - рассказывает Михаил Мельник.
Фактор цены
Компания Microsoft предусмотрительно выпустила шесть различных версий Vista, отличающихся не только техническими параметрами, но и ценой. Таким образом, каждый сегмент потребителей вправе выбрать для себя подходящую комплектацию.
В отличие от США и Европы, где первыми покупателями новой ОС стали представители корпоративного сегмента, в Украине пальму первенства захватили инноваторы, которые стараются иметь дело с новинками компьютерного рынка. «Первыми были энтузиасты, занимающие примерно 2% рынка. Это самая активная, но и самая требовательная часть покупателей», - утверждает Константин Скаклинев, директор департамента компьютерных систем K-Trade. А что же остальные категории? Согласно отчету аналитиков холдинга AVentures в 2006 г. доли продаж персональных компьютеров в Украине по ценовым сегментам распределились следующим образом: до $400 - 53%, $401-600 - 37%, $601-800 - 7%, дороже $801 - 3%. Можно предположить, что популярностью в Украине будут пользоваться те версии Vista, для которых подходят системные параметры компьютеров двух самых массовых ценовых категорий. «Например, для версии Windows Vista Premium нужна такая производительность и комплектация, которая сегодня встречается только в топовых моделях ПК. При этом считать такого рода «требовательность» системы возможным препятствием ее продвижения на рынок, думаю, не стоит, так как нынешние представители компьютеров топ-класса, как показывает опыт, в ближайшее время перейдут в категорию моделей, рассчитанных на массового потребителя, для которых сегодня предлагаются базовые версии Vista», - продолжает К. Скаклинев.
Перспективы ближайших двух лет
слабое проникновение персональных компьютеров на уровне 9% и высокие темпы роста украинского рынка за счет развития розницы создают весьма благоприятные перспективы распространения новинок хай-тек в нашей стране. Осознавая эти особенности, Microsoft в качестве основных приоритетов стратегии вывода Vista определила работу с партнерами - сборщиками компьютеров, информирование корпоративного сегмента о преимуществах новой операционной системы, а также более тесное сотрудничество с розничными сетями. Последнее предполагает проведение тренингов для продавцов с целью повышения их квалификации и стимулирования спроса среди домашних пользователей. «По оценкам аналитиков, в течение трех лет 90% всех потребителей будут использовать новую операционную систему», - утверждает Юрий Педерий. С ним согласен Михаил Мельник: «На сегодняшний день наибольшей популярностью у наших покупателей пользуются ранние версии операционных систем Windows, однако уже ко второй половине 2008 г. популярность Vista значительно вырастет».
Источник: AVentures Group