Пересыщение?

День, № 81

Продажи мобильных терминалов (мобильных телефонов и смартфонов) в первом квартале этого года заставляют игроков рынка существенно пересмотреть свои планы. По данным исследования рынка мобильных терминалов (мобильные телефоны и смартфоны), проведенного холдингом AVentures Group, в первом квартале было продано 1,55 миллиона устройств на $268 миллионов. При этом продажи мобильных терминалов сократились на 26% по сравнению с первым кварталом 2006 года, но в денежном выражении рынок потерял всего на 7%.

Комментируя результаты исследования, руководитель департамента холдинга AVentures Group Сергей Дорофеев сказал: «Фактические продажи мобильных терминалов в первом квартале не оправдали наших ожиданий, что после пристального изучения тенденций заставило нас в корне пересмотреть наш прогноз на 2007 год. Мы уменьшили его на два миллиона устройств - с 10,5 миллиона до 8,5 миллиона». Одной из основных причин сокращения рынка мобильных устройств, по мнению Дорофеева, является резкий рост замен. Потребитель выбирает качество. Этот процесс неизбежен по мере насыщения рынка, но его темпы уже в первом квартале превзошли все ожидания. Соответственно, с ростом парка мобильных терминалов покупки «первого» мобильного телефона занимают все меньшую долю в структуре продаж. А вот процесс развития и внедрения в нашей стране новых стандартов мобильной связи, отмечает эксперт, идет медленнее, чем ожидалось.

Средняя себестоимость мобильного терминала по итогам первого квартала составила $173, что на 26% больше аналогичного показателя в первом квартале прошлого года. На долю недорогих мобильных терминалов (себестоимость менее $130) пришлось около 43% всех продаж, что на 22% ниже, чем за аналогичный период 2006 года. Таким образом, доля терминалов из нижнего ценового диапазона остается более чем весомой и, по оценкам аналитиков холдинга AVentures Group, в дальнейшем будет сокращаться гораздо меньшими темпами. В то же время доля среднего сегмента ($130-$300) в продажах выросла на 17% и по итогам квартала составила 45%. На долю дорогого сегмента (свыше $300) пришлось 12% продаж, что почти в два раза превышает прошлогодний показатель.

Наиболее востребованным форм-фактором мобильного терминала в первом квартале выступил формат «Block». Хотя его доля в продажах на 9% ниже аналогичного показателя в первом квартале 2006 года, но все же она составила 53%. Рост популярности продемонстрировал формат «Slider» - его доля по итогам квартала выросла до 15%, тогда как доля форм-фактора «Shell» осталась на прежнем уровне - 31%. Все прочие форматы составили в структуре продаж около 1%.

Как отмечают эксперты, на долю продаж начинает усиленно влиять качество цветопередачи дисплеев, используемых в терминалах. Так, доля дисплеев «262 144 цвета» составила 43%, а «16 млн. цветов» - 4% (в первом квартале 2006 года 15 и 0% соответственно). Доля терминалов с дисплеями «65536 цветов» составила 42%, а «4096 цветов» - 1% (62 и 8% соответственно в первом квартале 2006 года). Доля монохромных дисплеев снизилась по отношению к аналогичному периоду 2006 года на 6% и теперь составляет лишь 10% продаж.

В отчете авторов исследования также отмечается, что на 22% выросла доля терминалов, имеющих встроенную фотокамеру - их доля 69%. Доля терминалов, имеющих фотокамеру с матрицей 1 Мпикс, составила 18% (год назад - 13%), имеющих фотокамеру с матрицей 2 Мпикс - 24% (в первом квартале 2006 года - 4%). Доля терминалов с фотокамерой 3Мпикс составила 5% продаж (в первом квартале 2006 года - 0%). А вот доля терминалов с VGA-фотокамерой снизилась до 21% (в первом квартале 2006 года - 31%).

61% проданных мобильных терминалов снабжены встроенными МР3 плеерами (год назад - 26%). Также выросла доля терминалов со встроенным беспроводным интерфейсом Bluetooth - с 24 до 59%.

Также существенно выросла и составила 49% против роста в первом квартале 2006 года (12%) доля терминалов со встроенным слотом для расширения памяти. Также наблюдается тенденция увеличения доли терминалов с поддержкой стандарта UMTS (с 1% в первом квартале 2006 года до 13% теперь).

Первое место по продажам в сегменте мобильных телефонов заняла Nokia (42%). В пятерку лидеров этого рынка также вошли Samsung - 27%, Sony Ericsson - 22%, Motorola - 4%, LG - 3%. Наилучшую динамику роста продемонстрировал Sony Ericsson - его доля по сравнению с первым кварталом 2006 года выросла на 13%.

Пока относительно невелик рынок смартфонов и коммуникаторов (6,5% в общем объеме проданных мобильных терминалов). Их продано около 100 тысяч, что в денежном выражении составило $34 миллионов. В этом сегменте лидирующую позицию также занимает Nokia - 90% продаж. Среди остальных производителей находим HTC/Qtek, Sony Ericsson, Samsung, Asus, E- Ten, Lenovo, HP, Fujitsu-Siemens, Palm, Fly и Mita. В продажах смартфонов и коммуникаторов на долю устройств, имеющих встроенный модуль Wi-Fi, пришлось около 14% продаж, а на долю устройств, имеющих встроенный модуль GPS, лишь более 2%. Доля устройств, работающих на платформе Palm OS, достигла лишь 0,5%, тогда как на долю Windows Mobile - 9,2%. Все остальные продажи смартфонов и коммуникаторов (90,3%) пришлись на долю терминалов, функционирующих под управлением различных версий ОС Symbian.

По оценкам аналитиков AVentures Group, в 2007 году будет продано 8,5 миллиона мобильных терминалов (из них мобильных телефонов - 7,8 млн. шт. и смартфонов\коммуникаторов - 0,7 млн.шт.). При этом доля смартфонов и коммуникаторов составит более 8% всех продаж.

Источник: AVentures Group