Под руководством Министра экономики Айвараса Абромавичуса 18 марта завершает работу Комиссия по расследованию деятельности Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ). Бизнес и общественность ожидают публичности результатов расследования и понятных обществу решений Комиссии.
Именно поэтому 16 марта этого года Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) инициировала проведение открытой конференции, на которой в максимально открытой форме обсуждались вопросы неудовлетворительных текущих результатов сотрудничества ассоциаций импортеров ИТ-товаров и бытовой электроники с Государственной фискальной службой Украины в борьбе с «серым» и «черным» импортом.
Как все начиналось
15 августа 2014 между Ассоциацией предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) и Ассоциацией «Украинский импортеры бытовой электроники» (АУИПЕ) с одной стороны и Государственной фискальной службой Украины (ГФСУ) с другой стороны был заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Цель этого соглашения – развитие цивилизованных рыночных отношений, повышение прозрачности и предсказуемости функционирования рынка товаров информационных технологий, бытовой техники и электроники, полная оплата таможенных и налоговых платежей в бюджет государства всеми участниками рынка, борьба с «серым» рынком.
Инициаторами меморандума выступили крупнейшие ИТ-дистрибуторы – ELKO, ERC, MTI, МУК, «Инвестком», и торговые сети – «Комфи», «Эльдорадо», «Фокстрот». Подписанию меморандума предшествовал круглый стол АПИТУ 31 июля 2014, в котором приняли участие 90 представителей 68 компаний.
Задачей меморандума было обеспечение оплаты в полном объеме НДС на импорт и других платежей, применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, защита интеллектуальной собственности владельцев торговых марок, противодействие сером и черном импорта и обращения товаров.
ГФСУ при этом обязалась обеспечить цивилизованные условия прохождения таможенного оформления и контроля для предприятий, которые разделяют цели Меморандума, определение таможенной стоимости по первому методу – по стоимости товара в инвойсе. К компаниям, которые применяют схемы оптимизации налоговых платежей при импорте и продаже товаров, должны были применяться санкции в соответствии с действующим законодательством.
С момента начала действия меморандума была налажено взаимодействие между рабочей группой дистрибьюторов и ГФСУ по установлению справочных минимальных цен при импорте. Также рабочей группой АПИТУ и АУИПЕ проводится анализ данных по импорту товаров информационных технологий, бытовой техники и электроники, по его стоимости и количестве. Отчеты и заключения по такому анализу регулярно передаются в ГФСУ.
Реальная картина. Это красивое слово – «Меморандум»
К сожалению, принципиальных изменений по оформлению импортных операций и борьбы с нелегальным ввозом товаров не происходит. Предприятия, разделяющие принципы Меморандума, выполняют все его положения и продолжают импортировать товары по полной оригинальной стоимости. Однако, как и ранее, в различных регионах страны продолжают работать крупные импортеры, которые завозят товары с существенным занижением декларируемой стоимости. Периодически закрываются одни юридические лица и открываются новые, которые продолжают импорт с занижением стоимости в больших количествах. Также при этом в страну попадает большое количество товаров без таможенного декларирования и уплаты платежей в бюджет.
В результате государство продолжает недополучать значительные средства в бюджет, а компании, которые придерживаются положений Меморандума, терпят колоссальные убытки от демпинга со стороны компаний, которые пользуются услугами «минимизаторов». По оценкам экспертов, объемы получаемых в бюджет средств можно увеличить как минимум в два раза.
Путь к легализации. Что предлагает бизнес?
По мнению участников рынка, государство должно принять дополнительные меры, как по правотворчеству так и по правоприменению для прекращения контрабандного импорта ИТ-товаров и их импорта с занижением таможенной стоимости:
1. Общество и бизнес должны иметь право на информацию от государства о том, что именно, в каком количестве и по какой цене импортируется в Украину. Речь идет не о конкретных таможенных декларациях, ведь такие декларации содержат коммерческую тайну. Имеется в виду обобщенная обезличенная информация по десятизначному коду классификатора товаров, средней цене и общем количестве в месяц.
В Таможенном кодексе следует снять искусственные ограничения на распространение информации. Требования по защите коммерческой информации есть и в международной Киотский таможенной конвенции, но в Украине на предложение тогдашней Таможенной службы данные требования были установлены более строгие, чем международные обязательства Украины. Так, например, интересы импортеров полностью защищает статья 11 Таможенного кодекса, а статья 56 должна быть либо удалена, либо изменена так, чтобы позволить распространение обезличенной информации.
2. Таможня должна получать от импортера достаточно информации для однозначной идентификации товара с целью оценки таможенной стоимости. Для этого таможня должна требовать от импортера заполнять 31 графу Грузовой таможенной декларации в объеме, достаточном для оценки таможенной стоимости.
3. Организация контроля прохождения импортируемых товаров на всей цепочке от границы до конечного потребителя. Следует сделать невозможной реализацию товаров, ввозимых контрабандой. В частности предлагается запретить торговлю импортными товарами ИТ и потребительской электроники предпринимателями, которые работают без кассовых аппаратов.
Следует сделать такие условия торговли, чтобы занижение таможенной стоимости на границе стало невыгодным, а затем нецелесообразным. То есть, чтобы в случае занижения цены на границе уплачивались большие налоги в цепочке торговли от импортера до конечного потребителя.
Ассоциации предоставляют в ГФСУ аналитику по существенной разнице в ценах в разных торговых сетях и интернет-магазинах. Некоторые магазины продают товары по ценам, которые невозможно обеспечить в случае декларирования полной стоимости и уплаты всех причитающихся государству платежей. В таких случаях ГФСУ должна выяснять происхождение таких товаров и принимать все законные меры воздействия на контрабандистов и «оптимизаторов», информировать о таких мерах общество.
4. Реагирование на информацию о нарушителях. Ассоциации предоставляют в ГФСУ информацию о конкретных случаях нарушений на таможнях. По таким случаям ассоциация просит проводить расследования и доводить их до конкретных организационных выводов.
5. Создание единой таможенной базы данных вместе с Европейским Союзом. Сегодня европейская статистика экспорта из стран Европы в Украину по многим товарным группам может быть в разы больше, чем украинская статистка импорта из этих стран. Доведение до общества такой сравнительной информации должно побудить к борьбе с контрабандой и занижением таможенной стоимости.
6. Необходимо поднять вопрос о внесении кодов IMEI в реестр и отключения операторами связи устройств, которые не включены в реестр. Реестр IMEI – реальный механизм преодоления контрабанды мобильных устройств, который доказал свою эффективность.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Представители украинского ИТ-бизнеса ожидают, что государство сделает правильные шаги на встречу. Необходимо реально заниматься реформированием налоговой сферы, таможенных и фискальных структур. Заниматься косметическим ремонтом уже поздно.
Джерело: http://hi-tech.ua/article/v-ukraine-biznes-i-gosudarstvo-dolzhnyi-byit-partnerami/
Див. також: