Экономический кризис отразился практически на всех сегментах украинского рынка, заставив потребителей перейти на более дешевые товары. Вместе с тем, по мнению президента холдинга "Unitrade Group" Владимира Колодюка, продажи электроники пострадают в меньшей степени. О том, почему в новом году нас ждут настоящие скидки на технику, какие направления продаж более невыгодны и как изменится ассортимент электроники после 2009 года, В.Колодюк рассказал в интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ.
Когда, по Вашему мнению, можно ожидать пика экономического кризиса в Украине?
Определенным пиком, по моему мнению, может быть конец зимы - весна 2009 года. Здесь сложно очень точно прогнозировать, но я думаю, тяжелая ситуация продлится достаточно долго.
Как экономический кризис может повлиять на розничную продажу электроники? Какова ситуация сейчас, что Вы ожидаете в будущем?
Кризис, к сожалению, никого не обошел стороной. Но кто-то меньше ощутит его последствия, а кому-то будет сложнее. Среди наиболее рисковых отраслей - строительство, банковский сектор, автоторговля, торговля крупной бытовой техникой, поскольку они больше других зависят от кредитования потребителей, которое сейчас практически свернуто.
Но, как бы там ни было, деньги есть, как в экономике в целом, так и в кошельке потребителя. И люди не перестанут покупать необходимые товары. Хотя эти покупки и будут в меньших количествах.
Мы прогнозируем, что в скором времени доля затрат у потребителей на покупку некоторых видов цифровой электроники уменьшится. Скажем, если в 2008 году на устройства ценой более 1500 грн. в структуре сбыта приходилось около 10%, то в 2009 году эта цифра может снизиться до 7%. Люди будут покупать все те же "девайсы", но более дешевые, более простые.
В то же время, я считаю, что в данной экономической ситуации у ритейла электроники есть преимущества, а значит и перспективы, которые удержат нашу отрасль на плаву. Ритейл - это отрасль, которая являемся генератором наличности, с очень высокой оборачиваемостью средств. Так, если инвестиции в недвижимость могут вернуться примерно через 5 лет, то в ритейле возврат средств может начаться уже через 2 месяца.
Кроме того, розничная торговля электроникой - достаточно автономный, самостоятельный бизнес. Мы не зависим от сырьевой базы, погодных условий, не нуждаемся в мощном государственном лобби, не подлежим монополизации. Еще одним важным моментом является тот факт, что мы работаем в нише ИКТ-ритейла. Именно такие товарные группы, как IT и телеком, занимают 90% места на наших полках.
Я убежден, что наша ниша - ИКТ-ритейл - одна из самых кризисоустойчивых, поскольку наш рынок еще не достиг насыщения. Так, если проникновение мобильных телефонов на сто человек составляет 73 устройства, то компьютеров - всего 15, а цифровых фотоаппаратов - 6.
Если мобильные телефоны уже перешли в разряд товаров повседневного пользования, то сказать то же самое про ПК и ноутбуки нельзя. А это значит, что спрос на наши товары будет расти, пусть и не такими темпами, как было до кризиса.
Мы готовы к кризису, мы очень трезво смотрим на все происходящее и понимаем, что будут изменения, но в этих изменениях есть и хорошая сторона. Основательная подготовка команды к работе в изменившихся условиях, четкий план действий, быстрая реакция превратят кризисные трудности в преимущества.
Если пройтись по товарным группам, то как будет выглядеть ситуация в каждой из них? Насколько я понимаю, в первую очередь кризис коснется рынка мобильных телефонов?
Если говорить о мобильных телефонах, то этот рынок в Украине достиг насыщения - более 75% покупаемых телефонов берутся на замену устаревшим, основной двигатель рынка - реплейсмент. Поэтому его ожидает довольно ощутимый спад в 2009-м году и уменьшение по сравнению с текущим годом на 15-25%.
Кроме того, в 2009 году мы ожидаем снижение средней себестоимости мобильных терминалов с $184 в текущем году до $145. В количественном выражении рынок сократится с 7,7 млн. штук до 6,16 в 2009 году.
Если говорить о компьютерной технике, то в следующем году будет наблюдаться постепенное вытеснение стационарных ПК ноутбуками. Если в 2008 году доля ноутбуков в общем объеме компьютерной техники составляет 48%, то в следующем году она вырастет до 52%.
Многие вендоры достаточно оптимистично смотрят в будущее, заверяя, что дорогие модели ноутбуков будут покупаться и в дальнейшем. Вы разделяете это мнение?
Я в это не верю. То есть дорогие модели, конечно же, все еще будут покупать, но с точки зрения массовости это скорее будет исключением. В целом, ноутбуки находятся в более выигрышной позиции чем десктопы в том плане, что средняя цена ноутбука в этом году сильно упала, и мы ожидаем, что клиентские предпочтения в большей степени будут склоняться в сторону ноутбуков.
Есть проблема в том, что в Украине уже большое количество ноутбуков находится на складах, и в I половине 2009 годы мы будем распродавать тот товар, который уже завезен. В идеале, если за I квартал распродастся большая часть из этого товара - это будет очень хорошо. Пессимистичный прогноз говорит о том, что мы на полгода застряли.
Вендоры новинки будут завозить, но это будет в незначительных количествах. Более значительная активность будет происходить во II половине следующего года.
Как Вы оцениваете рынок нетбуков, является ли он перспективным?
Я считаю его перспективным, особенно если смотреть через призму будущего бизнеса. Появление в Украине нетбуков сразу вызвало интерес потребителей, как результат - хорошие продажи данного сегмента с момента поступления на рынок. Сегодня мы можем с уверенностью говорить о перспективности устройств этого класса и востребованности их на рынке в дальнейшем. В сегменте ноутбуков нетбуки стали занимать более весомую часть, увеличивая свою долю каждый месяц.
Как Ваша компания намерена бороться с кризисом? Какие шаги Вы предпринимаете?
Мы уже предприняли ряд мер, некоторые из них были достаточно болезненными. Нам пришлось закрыть сеть магазинов "melofon" и сократить на 80% дистрибуцию в регионах (бизнес-направление компании "Udicom", входящей в холдинг "Unitrade Group", - ред.).
К сожалению, у "мобильной" ниши, в которой работал "melofon", нет будущего, а если и есть, то очень несамостоятельное. По сути, это операторский рынок, как в большинстве стран Европы. Например, "Dixis" (крупный российский сотовый ритейлер, - ред) обанкротился и теперь принадлежит "Альфа-банку", захотел Мамут купить "Евросеть", он ее купил, со "Связным" договорились... пока.
У нас же есть сети "City.com" и "Unitrade", в которых представлен весь ассортиментный ряд IT-продукции. К тому же наши сети вообще не были зависимы от потребкредитования (только 5% покупок в наших сетях осуществляется в кредит, в то время, как в целом для отрасли этот процент является почти катастрофическим - 35%, а у отдельных игроков - до 70%).
Наши действия в этом вопросе были связаны, в первую очередь, со спецификой товара и особенностями целевой аудитории. Когда человек принял решение купить достаточно дорогой ноутбук, навороченный цифровой фотоаппарат или другой гаджет, это свидетельствует об осознанности покупки и статусе покупателя. Такому покупателю кредит не нужен, это не стиральная машинка на всю семью. В этом плане наша ниша нас вытягивает.
Мы никогда не заманивали покупателей недобросовестной рекламой о якобы нулевых кредитных ставках, "мнимых" скидках и заслужили их доверие. Мы консолидировали все силы для того, чтобы развивать сервис, внимательнее работать с нашими клиентами, совершенствовать ассортимент. Например, уже сейчас в сети "City.com" действуют зоны бесплатных сервисных настроек, тестовые зоны, полный цикл услуг фотолаборатории, специальное торговое оборудование для разных товарных групп.
Мы заслужили доверие нашей целевой аудитории, и на сегодняшний день у "City.com" и "Unitrade" довольно большая доля повторных покупок - порядка 40%.
То есть "Мелофон" и "Udicom" полностью закрыты?
"Udicom" в данном случае не закрыт, а значительно уменьшен - мы закрыли все региональные представительства и оставили только киевское и тот круг клиентов, в котором уверены.
Наша антикризисная стратегия - ставка на ритейл. Дело в том, что ритейлу невозможно диктовать условия так же, как дистрибуции: навязать объем, выполнение плана. Ритейл пребывает в постоянном выборе лучшего качественного и ценового предложения. В ритейле, по сравнению с дистрибуцией, практически отсутствуют риски невозвратной или трудновозвратной дебиторской задолженности. Он менее зависим от госрегулирования, - первый удар от ужесточения таможенных правил, процедур импорта, квотам и т.п. всегда держит дистрибуция.
Вообще, говоря о бизнесе, я понимаю, что назрели и другие изменения.
Изменения в сторону перехода на недорогие товары?
Это только одна сторона. На самом деле это тысячи изменений. Например, раньше в маленьком украинском магазинчике Вы могли увидеть на полке 150-200 мобильных телефонов и до 80 ноутбуков. В то время как в "мобильном магазине" в Европе ассортимент максимум от 20 до 40 единиц, а в "Медиамарте" размером 5 тыс. квадратных метров - не более 50 ноутбуков.
До кризиса Украина была быстрорастущим рынком и необъятная широта ассортимента соответствовала такой тенденции. В измененных условиях на стагнирующем рынке для того, чтобы иметь здоровое предприятие и нормальную оборачиваемость, нужно прийти к европейским стандартам. Это не 80% основного товара и 20% аксессуаров и сопутствующих товаров, а наоборот - 20% основного товара и 80% аксессуаров. Может, такое решение, на первый взгляд, выглядит кардинальным, но оно крайне необходимо.
И что получится в результате таких изменений? Исчезнут некоторые вендоры с рынка или уменьшится ассортимент товаров каждого из производителей?
Скорее всего будет и то, и другое. Это нормально, что не 10 производителей мобильных телефонов присутствует одновременно на рынке - в Европе этого нет. В Европе очевидна тройка-пятерка лидеров, в разных странах они представлены по-разному: во Франции - одни, в Германии - другие, в Британии - третьи и т.д. Но их всегда не больше чем три-пять основных. То же самое касается представленности на полках производителей других товаров.
Что будет, если курс доллара продолжит расти? Какие стратегии Вы избрали на 2009 год?
Мы уйдем от долларовой привязки и впервые в 2009 году начнем все считать в гривне.
А как же быть с тем, что товары Вы покупаете за доллары?
Я уже говорил раньше, что мы закрываем свое дистрибуторское направление. Весь товар для розницы мы будем покупать внутри страны и за гривню. Также этому переходу будут способствовать прямые вендорские поставки в Украину, которые начали осуществляться в середине текущего года. В этой связи в 2008 году "Unitrade Group" уже около 80% товара закупал внутри страны.
Какие шаги Вы хотели бы увидеть со стороны государства в данной ситуации? Может ли оно чем-то помочь этому конкретному рынку?
Говоря об этом конкретном рынке, хочется сказать - лучше бы государство ничего не делало. Все, что оно пытается делать, в конечном счете только мешает, а не помогает. На этом рынке не нужно ничего регулировать.
Сегодня проходит много сокращений. Вам сильно приходится сокращать персонал?
Да. Порядка 25% офиса мы уже сократили. В I квартале в зависимости от того, насколько продажи упадут, мы будем делать адекватные сокращения и торгового персонала.
Принцип очень простой - доходная и расходная составляющие должны быть сбалансированы. И если в прошлые времена можно было позволить себе какое-то количество месяцев проработать в убыток, то сегодня такой возможности нет.
Вы арендуете достаточно много помещений. В связи с экономическим кризисом - подешевела ли аренда?
Да, цена изменилась, но, к сожалению, не адекватно ситуации на рынке и в стране в целом. Думаю, существенное снижение арендных ставок произойдет после нового года.
Новый год будет каким-то показателем?
Конечно. Не будет такого нового года, какой был всегда - это уже очевидно. Но жизнь не заканчивается. Те, кто трезво оценят ситуацию и предпримут взвешенные шаги, те обязательно выживут и консолидируют то, что осталось.
Таким образом, сегодня настала пора выживания?
Конечно.
И сколько она может продлиться?
Годы. Это не месяцы, это - годы.
И в итоге Вы ожидаете консолидацию рынка?
Безусловно. То, о чем я говорил и раньше, с той лишь разницей, что кризис стал катализатором этих процессов.
В то же время, хочу еще раз отметить, что розница - непосредственный доступ к конечному потребителю. Поэтому производители всех товаров рынка FMCG будут бороться за место на полке.
Даже в советское время, когда на телевизор нужно было копить деньги 10 лет всей семьей, его покупали. Поэтому отрасль никуда не денется - она видоизменится. Оставшиеся игроки в абсолютных величинах будут продавать такие же объемы.
А как насчет Интернет-магазинов?
Меня часто спрашивают, не пострадает ли мой бизнес, не выдержав конкуренции с Интернет-магазинами. Сегодня соотношение Интернет-продаж к рознице - 5% на 95%. Естественно, сейчас есть люди, которые предпочитают совершать покупки в Интернете, где товар дешевле, заказать его можно, не выходя из дома. Но это далеко не массовая тенденция.
Такие покупатели, во-первых, продвинутые пользователи, которые не нуждаются в консультациях и точно знают, что хотят приобрести. Напоминаю, что мы говорим о покупках не привычной всем бытовой технике, а о современной электронике. Во-вторых, в наших магазинах покупатели могут протестировать товар, подобрать устройство для себя. И, в-третьих, ассортимент Интернет-магазина часто оставляет желать лучшего, не говоря уже о том, что этот бизнес банально становится опасным.
В связи с кризисом, планируются ли рождественские скидки?
Да. Но все будет не как обычно. Если всегда была такая хитрость - немного приподняли цены, а потом дали скидки, кто-то открыто, кто-то неоткрыто, то, думаю, сейчас скидки будут реальными. Потому что все понимают - все непроданное в декабре может не продаться очень долгое время.
Для потребителей это очень хорошие новости - ритейлеры будут пытаться любым способом достать деньги - даже, с курсовой разницей, с минусом, с убытком... Сейчас распродажи будут настоящими.
Дмитрий КОСТЮК