Супермаркеты техники теряют рентабельность

29.01.2007 Деловая столица, №5(299)

Минувший год может стать последним годом активного расширения в столице сетей бытовой техники и электроники.

Из-за перенасыщения рынка и роста арендных ставок на торговую недвижимость они начали терять рентабельность, что уже привело к закрытию или переформатированию ряда объектов. Эксперты считают, что в ближайшем будущем ритейлоры будут отказываться от работы в центральной части Киева и сосредоточат свои усилия на запуске больших по площади магазинов в ТЦ на окраинах Киева и в его пригородах.

Неоправданные ожидания
Прошедший год не оправдал ожиданий столичных продавцов электроники и бытовой техники, в один голос прогнозировавших 35%-ный рост рынка. По оценке продакт-менеджера сети Vicotec Игоря Аврамова, по итогам 2006 г. его емкость увеличилась в денежном выражении на 25%. А директор по маркетингу сети супермаркетов «АБВ-Техника» Алена Третяк, утверждает, что по состоянию на середину декабря рынок вырос всего на 15-18%. Да и бурного сезонного всплеска продаж, традиционно приходящегося на вторую половину декабря, в этом году не наблюдалось. Тенденцию постепенного исчезновения сезонности отметили и в сети гипермаркетов City.com «Традиционное для нашего рынка распределение объемов продаж - 40% в первом полугодии и 60% во втором - в этом году не произошло», - говорит президент управляющего сетью холдинга AVentures Group Владимир Колодюк, добавив, что это стало одной из причин снижения темпов роста рынка.

Но более значимым явлением для продавцов электроники и бытовой техники стало заметное снижение в прошлом году рентабельности их работы. Один из учредителей группы компаний «Фокстрот» Геннадий Выходцев считает, что за последние три года она снизилась на 30-40%. А по мнению директор компании «Европлюс» Олега Литвинчука, за последние два года рентабельность продаж крупной бытовой техники в рознице упала с 15-20 до 10-12%, а в опте - с 15-18 до 7-10%. Директор украинского филиала сети «Эльдорадо» Дмитрий Досько считает одной из причин осеннее повышение ввозных пошлин на импортируемую технику, произошедшее на фоне ужесточения конкуренции. «Из-за повышения индикативных таможенных цен, а также роста курса евро закупочная стоимость техники выросла на 5-8%», - отметил он. Об ужесточении конкуренции говорят и другие эксперты, добавляя, что на фоне роста закупочных цен многие компании, наоборот, начали снижать отпускные розничные цены, на что остальные участники рынка отреагировали аналогичным образом. Тенденцию общего снижения розничных цен на технику подтверждает и начальник отдела исследования розничной торговли компании GFK Ukraine Андрей Свирский. «К примеру, в январе-октябре 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего микроволновые печи подешевели в среднем на 10%, стиральные машины с фронтальной загрузкой - на 7,3%, с вертикальной - на 9%, однодверные холодильники высотой 0,9 м снизились в цене на 2,8%, а стоимость плазменных панелей с диагональю 32 дюйма вообще упала в три раза», - рассказал он.

Еще одной причиной снижения рентабельности ритейлоры называют рост в столице арендных ставок на торговую недвижимость. По оценкам генерального директора компании Real Estate Solutions Сергея Карманова, они были повышены для сетей супермаркетов в среднем на 20-25%, а в центре Киева - на 50%. Также торговцы жалуются на ужесточение конкуренции с интернет-магазинами, которые стали забирать у сетевиков клиентов. По словам Олега Литвинчука, в прошлом году объем рынка интернет-торговли вырос по сравнению с 2005 г. на 50%, достигнув в денежном выражении порядка $150 млн. «Количество интернет-магазинов увеличилось в пять раз - со 100 до 500», - пояснил он. Динамичный рост этого сегмента рынка подтверждает и Андрей Свирский из GFK Ukraine. «Высокая динамика наблюдается в сегменте аудио- видео- и фототехники и мобильных телефонов, доля которого в 2006 г. увеличилась с 3-4 до 7%. Активно развивающимся сегментом стала встроенная бытовая техника, доля которой увеличилась с 1-2 до 4%», - рассказывает он. В то же время г-н Свирский отмечает, что в Чехии подобным образом продается до 12% всей бытовой техники и электроники, а в Германии - 8%, поэтому называть это главным конкурентом обычных магазинов не стоит.

Обратный процесс
Эксперты утверждают, что вышеназванные рыночные тенденции связаны с перенасыщением столичного рынка. «Из-за активного расширения действующих сетей полное насыщение киевского рынка произошло еще в прошлом году, и сейчас наблюдается переизбыток таких магазинов», - считает руководитель одной из сетей, пожелавший не остаться неназванным. В этой связи многие ритейлоры были вынуждены закрыть неэффективные торговые точки, а остальные занялись оптимизацией работы своих магазинов. Ярким примером является сеть «Техномаркет», в состав которой входило шесть супермаркетов. В прошлом году компания была вынуждена свернуть работу объектов, расположенных на Минском массиве, в ТЦ «Детский мир» и ТЦ «Аладдин». Тогда руководство сети пояснило это желанием уйти от конкуренции с более крупными компаниями и запустить вместо них магазины электроники эконом-класса. Однако, как стало известно «ДС», все эти планы остались только на бумаге и на сегодняшний день сети под брэндом «Техномаркет» не существует.

Похожая судьба может постигнуть и компанию «Ирбис», запустившую в прошлом году на Троещине магазин «Технодом» площадью около 500 кв. м. По словам представителя сети, пожелавшего сохранить инкогнито, сейчас рассматривается возможность закрытия этого магазина, поэтому планы по созданию сети из 3-4 объектов, в запуск каждого из которых предполагалось вложить порядка $500 тыс., скорее всего, останутся нереализованными. Супермаркет на проспекте Красных Казаков закрыла в октябре и сеть «Технополис», менеджер департамента развития и строительства которой Евгений Пеньковский объяснил это решение неудачным расположением объекта. «Компания рассчитывала, что поток покупателей в этот магазин обеспечит находящийся рядом гипермаркет Мetro. Но эти надежды не оправдались», - констатировал он.

Тенденция снижения рентабельности отразилась и на работе лидеров данного рынка. К примеру, сеть «Фокстрот - техника для дома» в прошлом году отказалась от супермаркета на проспекте Победы, 28. Правда, по словам Геннадия Выходцева, это связано с окончанием срока аренды. «Сейчас мы занимаемся переформатированием и расширением наших магазинов. К примеру, мы провели ребрэндинг расположенного на Петровке гипермаркета FoxMart в супермаркет «Фокстрот - техника для дома» и увеличили его общую площадь с 1,2 до 3 тыс. кв. м за счет запуска второго этажа», - говорит он. Менеджер по связям с общественностью компании «Эльдорадо» в Украине Валерия Толочина рассказала «ДС», что в этом месяце сеть намерена закрыть свой первый супермаркет в Киеве, расположенный на втором этаже станции метро «Крещатик». «Арендная плата на Крещатике была поднята более чем в три раза, что сделало супермаркет нерентабельным», - отметила она. В «Эльдорадо», как и в «Фокстроте», не исключают закрытия и других торговых точек в рамках переформатирования сети. «Начиная с этого года мы планируем запускать только супер- и гипермаркеты площадью от 1,5 тыс. кв. м», - заявили в компании.

По мнению экспертов, центр и приближенные к нему районы в ближайшей перспективе будут все менее интересны крупным сетям, а самым популярным местом для покупки бытовой техники становятся крупные ТЦ, расположенные в спальных районах и пригородах столицы. «В центральной же части города со временем останутся лишь небольшие по площади точки по продаже мобильных телефонов», - резюмирует руководитель одной из крупных киевских сетей.

Источник: AVentures Group