Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Gartner Presents CIO Resolutions for 2009, любезно предоставленный Ольгой Бадулиной (MTI). См. также оригинал статьи на английском языке.
Гартнер представляет рекомендации для директоров по информационным технологиям (далее - CIO) на 2009 год
CIO должны активно противостоять естественной реакции на экономический спад, которая может нанести ущерб компаниям.
Эгхем, Великобритания, 6 января 2009 – Сегодня консалтинговая компания «Гартнер» (Gartner) представила свои «10 рекомендаций для директоров по информационным технологиям на 2009», цель которых - помочь CIO отлично работать и выдать на гора лучшие как персональные, так и командные результаты сверх запланированных на IТ-повестке дня.
«Разворачивающийся экономический кризис, который начался в конце 2008 г., создал более сложную ситуацию, чем те, с которыми многие бизнесы и CIO вообще когда-либо сталкивались», заметил Марк Раскино, вице-президент и действительный член Гартнер. «Впереди год испытаний и неопределенности. Многих CIO уже поставили перед фактом, что работать им придется с урезанными бюджетами и многие из них ожидают поступления таких инструкций. Топ-менеджмент должен оперативно урезать краткосрочные издержки для того, чтобы справиться с изменчивыми «настроениями» рынка во многих отраслях и странах, при этом не навредив перспективам выхода из кризиса».
В 2009 г. большинство топ-менеджеров и бизнесов будут идти по пути выживания, реинвестируя в стратегический выход из кризиса в 2010 году и далее. Во время экономического спада у организаций есть больше времени для самоанализа, который позволяет выявить ключевые потребности, а также создает спрос на то, что может быть сделано IТ», говорит Джон Махони, вице-президент и известный аналитик Гартнер. «Бизнесы получают возможность использовать технологии, которыми они на данный момент располагают, для создания чего-то нового».
10 рекомендаций Гартнер на 2009 год сгруппированы по четырем стратегическим темам:
Усиление постоянных сильных сторон и активов
1. Необходимо начать создание ассоциаций бывших сотрудников компании:
Для поддержания и создания пулов высококвалифицированной и опытной рабочей силы Гартнер рекомендует CIO создавать ассоциации бывших сотрудников компании. Такие ассоциации могут представлять собой полуофициальное сообщество бывших IТ-сотрудников компании, со своей веб-страничкой, средствами сетевых коммуникаций; стоит также возобновить использование выплат вознаграждения сотрудникам за привлеченных ими сотрудников.
2. Перестаньте быть исключением, которое навязывает правила:
В тяжелые времена подаваемый личный пример становится более важным, чем обычно: начиная с языка жестов и словарного запаса и заканчивая дресс-кодом и уделяемым тем или иным вопросам вниманием. CIO следует разработать и принять два-три варианта линии поведения, которые бы соответствовали тому направлению, которое они бы хотели видеть в своих отчетах, как то, например: воздержаться от приобретения новейшего смартфона. Такие сигналы не останутся незамеченными сотрудниками и приведут к тому, что последние задумаются о собственных ценностях и поведении.
3. Начните поиск новых талантов:
Поскольку на рынке появляется довольно большое количество уволенных людей, некоторое падение уровня зарплаты становится неизбежным и даже хорошие специалисты могут оставаться без работы по нескольку месяцев. «Это создаст что-то вроде рынка покупателя IТ-талантов крупного калибра в 2009. Однако, установленные компаниями запреты на найм персонала не дадут CIO воспользоваться этим преимуществом, если только последние не предпримут специальных мер», - говорит господин Раскино. Они должны использовать собственные источники информации о том, где можно найти талантливых сотрудников. Вместо того, чтобы захлопнуть двери перед рекрутинговыми агентствами и агентами, вербующими персонал, CIO должны настаивать на общении исключительно со старшими партнерами таких агентств, дабы получить всего несколько резюме, но действительно талантливых людей. CIO следует четко определиться с характеристиками абсолютно идеальных кандидатов на несколько наиболее важных позиций в IТ (уровень от среднего до высшего), которые необходимо открыть и заполнить в 2009 г., и обсудить непосредственно с финансовым директором и начальником HR-департамента возможность удержания открытыми нескольких топ-позиций в обмен на определенные сокращения в других сферах.
Подготовка к предстоящим изменениям, которые наступят раньше, чем вы их можете ожидать
4. Начните готовиться к неожиданностям:
«Это может показаться парадоксальным, но можно быть более подготовленным к неожиданностям», говорит г-н Махони. «Важно подвергать сомнению и развивать стили мышления, а также систему взглядов как вашей команды лидеров, так и ваших собственных. Мы советуем CIO привлекать к дискуссиям людей, которые не соответствуют установившимся стандартам и, возможно, даже специально выбирать людей, которые вызывают раздражение большинства».
5. Начните сами использовать социальные системы, и так, чтобы это было заметно:
Гартнер утверждает, что CIO должны начать использовать социальные сети, при чем так, чтобы это было заметно – таким образом, чтобы привлечь к их использованию и других сотрудников, так как здесь недостаточно ограничиться пассивным наблюдением. Гартнер посоветовал CIO также способствовать тому, чтобы команда лидеров более открыто использовала социальные средства для коммуникаций как внутри, так и вне компании, с целью восстановления доверия к бренду, улучшения корпоративной культуры, получения новых идей и повышения качества решений.
6. Начать серьезно воспринимать cloud computing (далее - клауд компьютинг):
Клауд компьютинг представляет собой новую ключевую стадию развития коммерческого IT, которую CIO следует воспринимать серьезно, хотя на данной стадии ситуация остается не совсем ясной. По прошествии 10 лет, много IT будет обслуживаться таким образом, поэтому CIO следует начать вести свои организации в этом направлении, или идти на риск быть обойденными прогрессом… В 2009 г. CIO стоит выделить «день для чтения», который надо будет посвятить погружению в эти вопросы, терминологию и тенденции, а потом лично подписаться на некоторое количество программ, использующих клауд компьютинг, и протестировать их.
Выжить в 2009 г. без дополнительного ущерба
7. Перестаньте игнорировать людей и выбирать легкодоступные мишени:
CIO будут под давлением – от них будут ожидать принятия немедленных мер. Поэтому будет присутствовать искушение поскорее провести сокращения в тех областях, где персонал работает над долгосрочными целями, которые неожиданно стали казаться менее существенными. Однако, CIO не следует сокращать людей, которые понадобятся в долгосрочной перспективе, и которых будет сложно заменить, только потому, что конечный результат их работы не может быть получен прямо сейчас (например, архитекторы компании, персонал, занимающийся новейшими технологиями). Напротив, надо способствовать их временному тактическому переводу на другую работу. Подобным образом, не следует урезать проекты на начальной стадии раскрутки. CIO следует их защищать, если есть вероятность, что через год-два они обеспечат значительную ценность.
Поведение CIO в стиле «как ни в чем ни бывало» и превалирование коммуникаций с командой топ-менеджмента может уменьшить «заметность» CIO для своего собственного персонала, и это в то время, когда последнему особенно необходимо видеть непосредственное руководство и понимать, что происходит. Гартнер советует в два раза увеличить количество собраний коллектива в календаре на 2009 год в сравнении с 2008 годом.
8. Начните приглашать ваших вендоров на обед:
CIO будет необходимо, чтобы вендоры обеспечили гибкость и экономию затрат, поэтому надо будет поменять стиль отношений. В то же время, поставщики будут заинтересованы в поддержании близких отношений, всячески стараясь завлечь CIO на личные контакты вне офиса, в связи с чем CIO следует принять решение вежливо отклонить приглашение на участие в поездках, устраиваемых вендорами. Обе стороны должны несколько уступить друг другу, и CIO должны просигнализировать о переходе на новый формат взаимоотношений. Им следует выделить представителя ключевого менеджмента от каждого из ключевых вендоров, вероятно, не менеджера по работе с клиентами, и пригласить его в сетевой ресторан на обед или ужин, что тоже задаст экономичный тон беседе, благоприятный для обсуждения оптимизации затрат.
9. Перестаньте бояться будущего – начните им управлять:
Внутри компании, руководство должно демонстрировать примечательную бережливость, но бережливость не должна полностью диктовать поведение. Иногда руководство должно прибегать к заметной расточительности – там, где это важно для поддержания морального духа сотрудников, например, выделять средства на обучение или же развитие программных средств. Руководству следует работать над реальной экономией средств, как-то – летать эконом, а не бизнес классом, но избегать пустой демонстрации экономии средств путем невыделения средств на печенье для собраний сотрудников и руководства.
Тема 4 и Рекомендания 10.
Новые технологии, которыми предстоит воспользоваться в 2009 г.
Гартнер напоминает, что, несмотря на наличие такого количество работы, CIO следует выкраивать время на то, чтобы «оставаться в форме» и быть в курсе ключевых новых технологий 2009 г., среди которых, примеру:
- электронные книги;
- Гугл Хром;
- YouTube как установленный по умолчанию поисковик дня;
- HD телеконференцсвязь.
В завершение, г-н Раскино заметил: «В какой-то момент в 2009 г. тяжелые времена, похоже, неизбежно настанут во всех отраслях, потому CIO не следует ждать инструкций для того, чтобы начать действовать. Они многое могут сделать для защиты активов и использования возможностей, которые приносят изменения, но планировать свою стратегию выхода из сложившегося положения они должны начать уже сейчас».