Период с октября прошлого года по июнь текущего ознаменовался для рынка ИКТ-ритейла Украины кардинальными, но во многом ожидаемыми переменами. Массовые закрытия торговых точек и банкротства стали результатом не только финансового и политического кризиса, но и неспособности некоторых компаний быстро и адекватно реагировать на произошедшие изменения.
Объем рынка
Итоги четвертого квартала 2008 г. и первого полугодия 2009 г. продемонстрировали резкое уменьшение торговых площадей ИКТ-розницы. Так, за этот период в Украине было закрыто порядка 400 торговых точек по продаже цифровой электроники и бытовой техники. Если с 2006 по 2008 гг. торговые точки открывались сотнями, то сегодня их закрытия происходят аналогичными темпами.
Последние три года все игроки стремились максимально нарастить обороты и увеличить свою долю на рынке. Делалась ставка на будущий рост рынка в перспективе 3-4 лет. При этом ритейлеры продолжали открывать новые и поддерживать убыточные торговые точки. Поэтому при нынешнем крахе сектора корпоративного кредитования вполне логичным стало массовое закрытие торговых точек, уход с рынка как некоторых крупных, так и мелких операторов.
По словам Владимира Колодюка президента Unitrade Group: «Сегодняшние закрытия – только начало. Нынешнее количество торговых точек существует еще по инерции, создавая профицит. В ближайшее время рынок сократится еще более значительно, стараясь приблизиться к реальному спросу. Раньше можно было позволить себе открываться под будущий рост рынка. Теперь это невозможно. Только фокус на основную деятельность, максимальная концентрация сил помогут пережить кризис и восстановиться после него».
Основные игроки
Сегодня сетевой рынок цифрового ритейла в Украине представлен как национальными (более 25-ти всеукраинских сетей), так и зарубежными игроками. Среди национальных сетей – Фокстрот, Фоксмарт, Сomfy, Мега Макс, City.com, Технополис, Техноярмарок, АБВ-техника, ШОК, Мобилочка, Моби Дик, Цитрус Диcкаунт, ТТТ, Клик, Ringoo, Алло, Unitrade, DiaWest. Зарубежные – Эльдорадо, Евросеть (Россия). Прекратили существование сети – melofon и Germanos. Инициировано банкротство – «Домотехника» и «МКС».
Потребительские предпочтения
Финансовый кризис коренным образом отразился на потребительских предпочтениях украинцев. Так, в период с октября 2008 г. по июнь 2009 г. абсолютно по всем товарным направлениям, наряду с общим падением продаж, наблюдалось резкое смещение потребительского спроса в сторону бюджетного сегмента. Таблица – МТ - мобильные телефоны, НБ – ноутбуки, видеокамеры, LCD телевизоры, рынок в целом.
Ассортиментная политика
Большинство ритейлеров за последние полгода качественно пересмотрели свою ассортиментную политику, начав возвращаться к своим профильным направлениям. Так, наряду с выводом из продуктового портфеля нестратегических товаров, наблюдается резкое сужение ассортиментного ряда по всем товарным направлениям. Происходит уменьшение площади товарных полок, что автоматически приводит к сокращению площади магазинов. Причем, нынешние потребности покупателей предполагают еще большее и динамичное сокращение площадей. Ритейлеры же вынуждены следовать тенденции с целью сохранения рентабельности на приемлемом уровне.
«Такого широкого ассортиментного разнообразия, который был до кризиса, в ближайшем будущем не предвидится. Ушло в прошлое время, когда одновременно на полках стояло 200 моделей мобильных телефонов, при этом ни покупатель, ни толком продавец не понимал, какая между ними разница. Сегодня, чтобы выжить, ритейлерам придется отказаться от «пестрой витрины», «ассортиментной гонки» и размытых форматов - комментирует В. Колодюк президент Unitrade Group.
Динамика сужения ассортиментного ряда, количество моделей, рынок в целом
Одной из значимых тенденций в кризисный период стало усиление многими ритейлерами позиции товаров под собственными торговыми марками (Private label). Если ранее ритейлеры относились к производству и запуску Private label как к второстепенному направлению, в текущем году многие выделили его в отдельный проект. Так, за период с первого полугодия 2008 г. до первого полугодия 2009 г. наблюдалось активное расширение ассортиментного ряда Private label «Фокстрота» - Delfa и Bravis; «Эльдорадо» - Elenberg и Cameron; «Домотехники» - Rotex; Unitrade Group – Ixtone.
Прогнозы
По нашим прогнозам, до конца 2009 г. тенденция сокращения рынка ИКТ-ритейла продолжится. В целом количество торговых точек может сократится на 10% относительно показателей первого полугодия 2009 г.
Маловероятен, ожидаемый к началу осеннего бизнес-сезона, выход на украинский рынок иностранных сетевых игроков ИКТ-ритейла. Так же как и прогнозируемое ранее оживление сделок по слияниям-поглощениям.
Что касается потребительского спроса, он по-прежнему будет ориентирован на бюджетный сегмент.
Холдинг Unitrade Group работает на украинском рынке информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с 1994 г. В структуру Холдинга входят розничные бренды Unitrade, City.com, melofon, СамоБыт, оптовая компания Udicom, компания по развитию коммерческой недвижимости и сервисная компания Service Master, холдингу принадлежит торговая марка Ixtone. Президент Unitrade Group – Владимир Колодюк.