Бизнес-аналитика как инструмент выживания

29 сентября 2009 г. в столичном «Президент Отеле» состоялась конференция IDC Business Intelligence Roadshow 2009, организованная IDC при поддержке компаний Informatica, DeNovo, Citia BTC и SACG. Информационными партнерами мероприятия выступили еженедельник «Компьютерное Обозрение», портал Finance.ua, проект BestCIO 2009 и рейтинговое агентство «Эксперт-Рейтинг».

Открывая конференцию, региональный менеджер IDC в Украине Владимир Поздняков отметил, что до 2009 г. мировой рынок решений бизнес-аналитики демонстрировал стабильный рост в пределах 10-12% ежегодно. И в нынешнем году, по прогнозам IDC, несмотря на рецессию мировой экономики продажи таких систем, а также систем Business Intelligence, вырастут почти на 4%. На фоне 7.5%-го падения продаж «железа», это говорит о том, что бизнес-аналитика является тем инструментом, который должен помочь компаниям справиться с последствиями кризиса.

«За три-четыре предыдущих года украинские предприятия инвестировали огромные средства в создание ИТ-инфраструктуры, – подчеркнул руководитель киевского офиса IDC. – Об этом свидетельствуют цифры из наших отчетов: с 2005 по 2008 гг. ИТ-рынок Украины вырос фактически вдвое, вплотную подобравшись к отметке 4 млрд. долл. К сожалению, на покупку ПО и ИТ-услуг отечественные компании потратили менее 15% этой суммы, т.е. приобретали в основном «железо». А сегодня они столкнулись с массой проблем, в целом характеризуемых как неэффективное использование ИТ».

Финансово-экономический кризис заставил многих взглянуть на свои информационные системы по-новому. Снижение рентабельности, рост конкуренции, растущие долговые обязательства, отсутствие дешевых денег, рост фискальной нагрузки и пр. беды вынуждают собственников и руководителей предприятий больше внимания уделять вопросам управления/планирования, искать пути увеличения прозрачности бизнеса, а решения принимать на основе достоверных и своевременных данных.

Где взять такие данные? Как провести их оперативный анализ и быстро доставить руководителю? Каким образом измерить эффективность бизнеса и управлять ею? Как выявить проблемные зоны и вовремя принять нужное решение?... Все эти вопросы так или иначе относятся к компетенции бизнес-аналитики и состоявшаяся конференция IDC помогла найти ответы на многие из них.

Обсуждению проблем BI предшествовало выступление Леонида Карпенко, директора инвестиционной компании «УНИВЕР Капитал», члена Украинского cообщества финансовых аналитиков. Проведя анализ сегодняшнего финансово-экономического климата Украины, докладчик отметил: «Кризис закончился. Во-первых, уже понятно, какие направления деятельности оказались наиболее уязвимыми. Во-вторых, уже можно сделать прогнозный бизнес-план, исходя из курса гривны и стоимости денег во времени. В-третьих, при качественном управлении у бизнеса появились новые возможности роста». При этом, качественное управление внутренними ресурсами предприятия становится ключевым конкурентным преимуществом.

Своим взглядом на методологию оценки эффективности и риска внедрения BI-решений поделился Александр Говядин, финансовый директор компании «Славутич» (Carlsberg Group). По его мнению, корпорации внедряют BI не только для того, чтобы достичь немедленных экономических выгод. Центральная мотивация топ-менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить необходимые организационно-управленческие условия для успешного выживания и развития корпорации, а главные эффекты от внедрения средств бизнес-анализа могут не иметь очевидного стоимостного выражения и проявляются не сразу после внедрения. Однако именно эти эффекты и делают внедрение BI обоснованным. Традиционные способы оценки экономической эффективности плохо подходят для подобных проектов, поэтому Александр Говядин подробно остановился на описании тех полей бизнеса, где следует ожидать преимуществ в первую очередь.

Олег Гиацинтов, технический директор Data Integration Software, регионального представительства Informatica в России и странах СНГ, сделал акцент на практическом опыте решения актуальных интеграционных задач, среди которых миграция данных, построение единых справочников, очистка и стандартизация типов информации, реконсиляция, поддержка актуальности данных в различных корпоративных системах, обмен данными В2В. На территории СНГ наиболее востребованы, по словам Олега Гиацинтова, решения для наполнения хранилищ данных, при этом Informatica опирается на строгое соблюдение промышленных стандартов.

Акцент на индустриальном подходе в любых проектах по автоматизации банков сделал и Василий Бузуев, руководитель центра компетенции «Банковские технологии» компании De Novo. В качестве платформы для создания систем бизнес-анализа De Novo использует IBM Cognos BI. По мнению докладчика, украинским банкам следует полностью отказаться от применения «самописных» разработок в пользу платформ промышленного класса, делать ставку на отраслевые индустриальные модели и заказывать BI-решения только у компаний, обладающих глубокой отраслевой экспертизой.

Практике использования BI-решений был посвящен совместный доклад Алексея Сафронова, руководителя отдела развития бизнеса Citia BTC, Анны Каштановой, куратора BI-проектов КБ «Дельта». Перед специалистами Citia BTC банк поставил задачи повышения качества аналитики, и как следствия – качества принятия решений, предоставления пользователям возможности самостоятельно получать и анализировать информацию, минимизации участия ИТ-департамента в процессе получения данных для анализа. В результате проекта, банк получил единый информационно-аналитический портал, создал структуры под сводные таблицы KPI, ряд индикативных панелей для топ-менеджмента банка. «Полностью оценить положительный эффект от внедрения BI, безусловно, трудно, – подчеркнула Анна Каштанова. – Из наиболее показательных результатов я бы отметила повышение лояльности клиентов, уровень которой мы теперь можем отслеживать по любому отделению в режиме реального времени».

Кризис вынуждает предприятия подходить к выбору продуктов для автоматизации максимально взвешено. Сегодня заказчики хотят, чтобы решения учитывали специфику отрасли, были проверены в ходе других аналогичных проектов (не только украинских, но и международных), характеризовались невысокой стоимостью и коротким сроком внедрения. Об этом говорилось в докладе Алексея Постоенко, руководителя департамента аналитических и портальных решений SACG, и Шамира Сегала (Shamir Segal), вице-президента по маркетингу компании G-STAT. «Всем перечисленным требованиям отвечают международные отраслевые решения на платформе Microsoft, – подчеркнул в своем выступлении Алексей Постоенко. – Этот принцип положен в основу нашей стратегии: мы предлагаем клиентам проверенные программные продукты на самой распространенной платформе и привлекаем к их внедрению консультантов с богатым опытом, таких как G-STAT». Представленное на конференции решение G-STAT Xeligence относится к классу data mining. По словам Шамира Сегала, оно не требует сложной настройки, сроки его внедрения иногда исчисляются часами, а стоимость – несколькими тысячами долларов.

Мероприятие традиционно завершилась обширной дискуссией, в рамках которой партнеры конференции ответили на вопросы участников. Всего IDC BI Roadshow 2009 посетили более 130 человек.

О компании

IDC - ведущий поставщик информации, консультационных услуг и организатор мероприятий на рынках информационных технологий, телекоммуникаций и потребительской техники. IDC помогает профессионалам ИТ, руководителям и инвесторам принимать обоснованные решения о закупке техники и выборе бизнес-стратегии. Более 1000 аналитиков IDC в 110 странах изучают технологии, тенденции и возможности отрасли на мировом, региональном и местном уровнях. Уже более 44 лет знания IDC помогают клиентам компании в решении важнейших задач.

IDC – дочернее предприятие IDG, компании лидирующей на мировом рынке ИТ-изданий, исследований и специализированных мероприятий.Подробнее об IDC можно узнать на сайте www.idc.com

IDC – 19 лет в Центральной и Восточной Европе

С 1990 г. IDC предоставляет важнейшую информацию о рынках информационных технологий и телекоммуникаций в Центральной и Восточной Европе. Начав с единственного сотрудника в небольшом офисе, мы выросли до ведущей фирмы региона в области исследований рынков ИТ, проведения конференций и предоставления консалтинговых услуг. Подробнее о деятельности IDC в регионе ЦВЕ можно узнать на сайте www.idc-cema.com