В 2010 году на рынке IT-ритейла продажи останутся на уровне 2009 года. Часть магазинов закроется, а покупатели будут интересоваться, в первую очередь, бюджетными товарами.
Тенденции розницы-2010
Ранее "GfK Украина" опубликовала результаты своего исследования украинского рынка потребительской электроники за три квартала 2009 года. Несмотря на отмеченную аналитиками позитивную динамику, ситуация на украинском рынке бытовой техники и электроники все еще не может быть признана обнадеживающей. Общий объем рынка в III квартале составил 6,54 млрд. грн., что на 36,9% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
По прогнозам президента "Unitrade Group" Владимира Колодюка, в 2010 году найдут свое продолжение тенденции, имевшие место в году текущем.
"Продолжится уход с рынка некоторых мелких и крупных ритейлеров. Продолжится череда банкротств. Будет наблюдаться консолидация основных игроков. Продажи сохранятся на уровне показателей 2009 года. Ожидается появление специализированной розницы – постепенное отделение персональной электроники от бытовой техники", - прогнозирует В. Колодюк, слова которого цитирует пресс-служба компании.
О каких объемах может идти речь? По данным "Unitrade Group", продажи цифровой техники за три квартала 2009 года, по сравнению с 2008 годом, значительно сократились – в некоторых сегментах, таких как персональные компьютеры, видеокамеры – более чем вполовину по объему (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Продажи IT-товаров за I-III кв. 2009 года по сравнению с I-III кв. 2008 года (кол-во штук)*
*По данным "Unitrade Group"
Ориентируясь на данные графиков, можно говорить о том, что за первые три квартала 2010 года будет продано не менее 300 тыс. ПК, что означает выручку в $124,2 млн. и 370 тыс. ноутбуков - соответственно, $228 млн. (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. Продажи IT-товаров за I-III кв. 2009 года по сравнению с I-III кв. 2008 года (млн. $)*
*По данным "Unitrade Group"
Ноутбуки и нетбуки
Видимая на Диаграмме тенденция к сокращению продаж десктопов по сравнению с ноутбуками может продолжиться.
"Если говорить об отдельных продуктах, сейчас ноутбуки стали продаваться лучше, и ни для кого не секрет, что продажи десктопов падают. Связано это, в первую очередь, с ценами: часто покупатель приходит, чтобы купить себе компьютер, но увидев стоимость монитора, клавиатуры, мышки, обращает внимание на ноутбуки", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ менеджер направления "Компьютеры и периферия" сети супермаркетов электроники "Эльдорадо" Денис Поляков.
"Но десктопы все равно будут жить, потому что будущее в компьютерах – за мощностью", - добавляет он.
По словам специалиста, бум спроса на нетбуки со временем угаснет, поскольку в качестве постоянного компьютера нетбук не подходит. "Покупатели жалуются: во-первых, функциональность ограничена, во-вторых – из-за маленького монитора сильно устают глаза. На дачу с ним съездить или в командировку – это одно, но использовать его в качестве постоянного компьютера никак не получится", - говорит Д.Поляков.
Ноутбуки и нетбуки признаются самыми "кризисоустойчивыми" товарами в исследовании "GfK Украина". В III квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение в данном сегменте составило всего 16,7%. При том, что в некоторых сегментах товаров потребительской электроники, в частности, офисного оборудования, мобильных устройств и расходных материалов годовое падение составило 40% и более процентов.
По словам директора по работе с OEM-партнерами "Майкрософт Украина" Леси Униат, хотя год в целом и был тяжелым, а общие продажи ПК упали на 50% по сравнению с 2008, конец года дает надежду, поскольку 70% от всех продаж прошли в последнем квартале.
Если сравнивать поквартально, цифры последнего квартала 2009 года в 1,5 раза лучше показателей предыдущего года.
Л.Униат также отмечает "обгон" ноутбуками десктопов в III квартале 2009. "И в четвертом квартале этот разрыв увеличится", - говорит она.
По оценкам "Майкрософт Украина", в 2009 году было продано около 250 тыс. ноутбуков и 160 тыс. десктопов, причем 45% всех компьютеров приобретали домашние пользователи.
Привычка экономить
Несмотря на то, какой именно продукт нужно будет выбрать в качестве покупки, потребители не будут спешить переходить на более дорогие модели, утверждает В. Колодюк.
По его словам, в 2010 году сохранится интерес покупателей к бюджетному сегменту, и соответственно, ритейлерам будет выгодно расширять ассортимент бюджетных предложений, увеличивая долю устройств минимального ценового сегмента.
"Украинцы научились экономить и относиться к покупкам взвешенно. Поэтому сегодня мы возвращаемся к специализации, формату IT-розницы, в котором 11 лет назад вышли на рынок, но в вихре капитализаций и других мыльных пузырей превратились в универсального игрока с приставкой "техно", - поясняет В.Колодюк.
Объем продаж IT-товаров за I-III кварталы 2009 года*
Наименование | I-III квартал 2008 года | I-III квартал 2009 года | ||
единиц | у.е. | единиц | у.е. | |
Видеокамеры | 190 000 | 91 600 000 | 58 000 | 21 100 000 |
LCD телевизоры | 350 000 | 292 300 000 | 260 000 | 162 800 000 |
Ноутбуки | 555 000 | 465 100 000 | 370 000 | 228 300 000 |
Персональные компьютеры | 695 000 | 334 300 000 | 300 000 | 124 200 000 |
Цифровые фотоаппараты | 800 000 | 161 600 000 | 465 000 | 76 700 000 |
Мобильные терминалы | 6 100 000 | 1 164 000 000 | 2 970 000 | 386 100 000 |
* по данным "Unitrade Group"