Объем рынка персональных компьютеров в 2007

Объем рынка персональных компьютеров в 2007 г. увеличится минимум на 30% — до 1,3 млн единиц, а через три года ежегодные продажи десктопов превысят 2,5 млн единиц в год.

ТЕМПЫ

В течение прошлого года рынок персональных компьютеров, несмотря на нестабильную политическую и экономическую ситуацию в стране, которая отразилась на покупках десктопов как частными, так и корпоративными пользователями, увеличился в сравнении с 2005 г., по разным оценкам, на 30-32%. По итогам 2006 г. в Украине было продано 1,3 млн стационарных персональных компьютеров. По оценкам директора розничной сети компании DiaWest (г.Киев; с 1997 г.; производство, продажа, сервис ПК; оборот — 265 млн грн.) Юрия Приходько, объем рынка достиг $2 млрд. Впрочем, другие эксперты считают эту оценку слегка завышенной, больше склоняясь к цифре $1,2 млрд.
В общей сложности, по разным подсчетам, по итогам года на 100 украинцев приходилось 8-10 компьютеров. Такие показатели компьютеризации населения Украины позволяют экспертам и операторам смело утверждать, что рынок еще далек от насыщения, и в ближайшие годы падения спроса опасаться не стоит.

"Если в Украине будет политическая и экономическая стабильность, то темпы роста рынка настольных ПК в 2007 г. составят не менее 30%", — считает руководитель подразделения персональных компьютерных систем представительства Hewlett-Packard в Украине Сергей Кадулин. Подобные ежегодные темпы роста сохранятся до 2010-2011 гг., и к 2010 г. в Украине будут продаваться более 2,5 млн. ПК в год. Операторы уверены, что активно увеличивающимся продажам ноутбуков (в прошлом году объем продаж ноутбуков вырос, в сравнении с 2005 г., более чем в 2 раза — до 320 тыс. ед., в этом году продажи, по прогнозам, достигнут 500 тыс. ед.) существенно замедлить развитие рынка ПК на протяжении ближайших трех-четырех лет не удастся. "Хотя в течение трех-четырех лет доля ноутбуков будет стабильно увеличиваться, но, учитывая низкий уровень компьютеризации общества, десктопы по-прежнему останутся востребованными ", — утверждает г-н Приходько.

ИГРОКИ РЫНКА

Неоспоримой и неприкасаемой остается позиция украинских производителей ПК, которые занимают, по разным оценкам, 90-95% рынка в натуральном выражении и около 85% — в денежном. По словам начальника производства компании МКС (г. Харьков; с 1990 г.; производство, продажа, сервис ПК; оборот — 700 млн грн.) Сергея Быкова, украинских производителей ПК можно условно разделить на три эшелона. Первый — компании с большим объемом производства и продаж (более 20 тыс. ПК в год). Это "большая десятка", в которую входят DiaWest, Everest, К-Trade, АМИ, "Версия-Системе", "Квазар-Микро", МКС, "Навигатор", "Инком"; претенденты на 10-е место в этом списке — "Фокстрот-ИГ" и Compass.

На долю этих 9 (+2) компаний приходится около трети всего производства ПК в Украине. Динамику производства в этом сегменте определяет наличие собственных или партнерских розничных сетей, имеющиеся каналы продаж корпоративным клиентам. Кроме того, некоторые компании являются дистрибуторами по разным товарным группам, и это помогает им продвигать компьютеры собственных торговых марок в дилерской сети. С учетом бурного роста розничных продаж цифровой техники и электроники, у этого сегмента производителей ПК традиционно наблюдается наибольшая динамика роста — более 30% в год, считает г-н Быков.

К этой категории так называемой "цивилизованной" сборки можно также отнести производство в Украине А-брендов (в 2005 г. свое производство в Украине открыла компания Hewlett-Packard). Хотя, по мнению Сергея Кадулина, доля девятки ведущих местных производителей в последние несколько лет постепенно снижается, и в дальнейшем эта тенденция сохранится. В первые три квартала 2006 г. доля первой десятки производителей десктопов уменьшилась (с 35% до 30%) в связи с неготовностью компаний к розничному буму, отмечают эксперты. "Вследствие недостатка производственных мощностей, компонентов и других ресурсов в прошлом году ведущие сборщики не смогли удовлетворить растущий спрос на ПК. В то же время модернизация производства (у некоторых производителей уже завершенная к началу IV кв. 2006 г.), а также другие организационные меры позволят компаниям из первой десятки вновь увеличить свою долю в 2007 г. и в полной мере воспользоваться продолжающимся ростом рынка ", — уверен Юрий Приходько.

В Украине сложилась интересная ситуация: в топ-девятке ведущих отечественных производителей ПК нет ярко выраженных лидеров, все компании примерно равны, добавляет г-н Кадулин, и эта ситуация остается неизменной уже на протяжении нескольких последних лет. "Лидер в основном определяется конъюнктурным ростом того или иного сегмента рынка в данном квартале. С одной стороны, это говорит о том, что компании удачно перекрывают различные сегменты рынка и используют их потенциал для наращивания собственного роста. С другой — это также указывает на то, что каждая из них имеет некоторый барьер, ограничивающий рост", — поясняет г-н Кадулин.

Ко второму эшелону, по оценкам г-на Быкова, можно отнести компании, производящие несколько тысяч ПК в год, которых в Украине насчитывается до 500. "Они обеспечивают около 50% всего производства ПК в Украине. Эти компании работают в пределах одного города или области, имеют небольшие специальные помещения для производства и ремонта компьютеров. Сбыт их ПК сосредоточен в несетевой рознице, как правило, — в собственных фирменных магазинах компьютерной техники. Темпы роста второго эшелона в целом определяют динамику украинского рынка ПК. До сих пор этот рост составлял 20-25% в год", — подчеркивает Сергей Быков.

Еще один сегмент производителей — "кустарные" сборщики, к которым относятся маленькие фирмы, частные предприниматели и собирающие ПК для себя. То есть не имеющие производственной и сервисной баз. Сборкой и продажей в таких "компаниях" чаще всего занимается один и тот же человек. Такие "самосборщики" обслуживают узкий сегмент потребителей и занимают около 15% рынка. "Определенное время такая "наколенно-гаражная" сборка еще сохранит свое влияние, но ее доля будет неизбежно уменьшаться по мере роста экономики, эффективности бизнеса и покупательной способности в Украине", — предполагает Сергей Кадулин.

По словам Сергея Быкова, средние и мелкие производители широко представлены там, где пока нет сильных позиций у сетевой ІТ-розницы и, соответственно, продажи больших национальных производителей ПК практически отсутствуют, но им будет сложно противостоять таким конкурентным факторам, как цивилизованные формы продаж и сервис. Поэтому ведущим (да и "средним") производителям удастся увеличить свое присутствие на рынке и за счет вытеснения "кустарщиков".

ЦЕНОВЫЕ СЕГМЕНТЫ

В прошлом году наиболее популярными, особенно среди домашних пользователей, были компьютеры средней ценовой группы стоимостью $500-800. По словам Юрия Приходько, например, в рознице в прошлом году наибольшую долю в объемах продаж имели ПК стоимостью $550-600. "В общем, спросом пользовались десктопы среднего ценового сегмента, на них пришлось 40% продаж. На компьютеры стоимостью более $800 — 25% продаж, на ПК дешевле $500 — 35% продаж. В текущем году это соотношение не изменится ", — считает он.

Сергей Кадулин отмечает, что частных пользователей все больше не устраивает ограниченная функциональность дешевых ПК, особенно при покупке второго компьютера (имеется в виду вместо первого). Средний ценовой сегмент, по его мнению, наиболее востребован корпоративными пользователями, малым и средним бизнесом, потому что такие ПК, помимо более высокой производительности, обладают более широкими возможностями по расширению (апгрейду). Господин Кадулин отметил, что дорогими моделями компьютеров интересуются в основном частные пользователи, например, любители мощных ПК для игр или графики, разработчики ПО, крупные транснациональные корпорации.

"Для Украины характерны постепенное сокращение доли сегмента дешевых ПК и рост сегмента средних по цене. Украина повторяет путь, по которому уже прошли страны Центральной и Восточной Европы. Сегмент же дорогих ПК остается практически неизменным, т.е. увеличивается пропорционально росту рынка. Думаю, что в ближайшие годы такая тенденция сохранится в Украине. Хотя вследствие невысокой средней покупательной способности населения Украина еще долго будет рынком с сильным преобладанием ПК нижнего ценового диапазона", — поясняет г-н Кадулин.

Эксперты отмечают, что если в сравнении с 1996-1998 гг. минимальная стоимость компьютера уменьшилась на $100-150, то в ближайший год-два средняя цена на ПК должна немного увеличиться, одна из причин тому — ожидаемый переход на операционную систему Windows Vista, которая требует более мощных и дорогих вычислительных ресурсов. Под эту операционную систему всем желающим пользоваться ею придется купить новые десктопы, потому что все модели годичной давности будут с ней работать с большим напрягом. Хотя сильного скачка спроса на более дорогие десктопы операторы пока не ожидают, считая, что процесс перехода на Windows Vista затянется на два года.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В прошлом году, по оценкам экспертов и операторов рынка, на увеличение продаж десктопов влиял целый ряд факторов, среди которых на первом месте — общий рост экономики и покупательной способности населения. Кроме того, многие предприятия и организации увеличили инвестиции в ИТ, и в прошлом году крупные предприятия и государственные структуры стали активно заменять устаревший парк ПК. Десктоп, выпущенный три года назад, считается не просто морально устаревшим, а просто "умершим", поскольку не может нормально работать с младшими по возрасту программным обеспечением, операционными системами, играми и т.п., которые требуют все больше ресурсов. Кроме того, если в компьютере трехлетней давности "полетит", например, процессор, найти ему замену сегодня не представляется возможным, кроме бывших в употреблении деталей, потому что комплектующие просто снимаются с производства. А замена на новую деталь означает обновление и других комплектующих, потому что их ресурсы (а зачастую и физические параметры — форма и размер соединительного разъема) будут несовместимы. В результате такой апгрейд обходится ненамного дешевле, чем покупка нового ПК.

По оценкам аналитика аналитической компании IDC Андрея Головных, до III квартала 2006 г. основным двигателем рынка был потребительский сегмент, развитие которого "стимулировалось возросшими реальными доходами населения и в большей степени — развитием системы потребительского кредитования; с конца ІІІ квартала мощным стимулом стал корпоративный сегмент, в частности госсектор, и главным фактором роста закупок была реализация отложенного спроса " (политически бурный 2005 г. и неопределенность первой половины 2006 г. не были благоприятными для ИТ-инвестиций корпоратива и госсектора. — Ред.).

Будут расти и продажи в рознице. Юрий Приходько уверен: "Рынок очень быстро растет, и это происходит в основном за счет покупателей первого компьютера". Сергей Быков рассказал, что в среднем на розничные продажи приходится около 38% всех ПК. Эксперты также подтверждают, что около 40% десктопов, присутствующих на украинском рынке, реализуются в розницу. Также увеличению продаж способствовало развитие программ кредитования частных лиц и рынка лизинговых услуг для предприятий. "Все эти факторы, влияющие на рост рынка ПК, сохранят свою силу и в 2007 г. ", — полагает Сергей Кадулин. В то же время Андрей Головных считает, что в 2007 г. рост потребительского сегмента продолжится, но более медленными темпами, а если будет обеспечена стабильность политической ситуации в стране, рост в корпоративно сегменте будет значительным.

Текст: Ангелина Бакалинская, lina@business.ua
Фото: Кирилл Чуботин

БИЗНЕС, 19.02.2007, www.business.ua