У зв'язку зі вступом України до СОТ знову здобувають актуальність оцінки насліків цього кроку для ІТ-ринку, які були висловлені майже два роки тому на сторінках журналу "Компьютерное Обозрение"
Компьютерное Обозрение №9 (527), 2006
Блицопрос. Как отразится на IT-рынке вступление Украины в ВТО?
В последние два месяца поутихшие было разговоры о грядущем вступлении Украины в ВТО вновь активизировались. У этого курса есть как приверженцы, так и противники, и стороны оперируют вполне логичными доводами. Для отечественной же IT-индустрии участие страны в ВТО в общем выглядит положительным, но не без негативного оттенка для целых направлений. Мы попросили прокомментировать возможные последствия этого шага людей, возглавляющих IT-сообщества и влияющих на деловой климат этого рынка.
Владимир Цой
председатель правления Ассоциации IT-дистрибьюторов Украины
Прежде всего отмечу, что сам факт вступления в ВТО заставляет многие IT-компании уже сегодня начать определяться со стратегическим направлением развития своего бизнеса и заниматься его оптимизацией. Думаю, нас ждет волна слияний и поглощений среди отечественных фирм, а многие небольшие организации исчезнут, не выдержав конкуренции. Впрочем, на мой взгляд, это в целом положительно отразится на IT-рынке.
Участие в ВТО по-своему повлияет на каждый из сегментов IT-индустрии (производство компьютеров, программирование, системная интеграция, оптовая и розничная торговля). Дистрибьюторы, скорее всего, ощутят некоторый негативный эффект от этого. Ведь возможное упрощение режима импорта будет благоприятствовать выходу на отечественный рынок крупных восточноевропейских и российских поставщиков компьютерной техники и комплектующих. Кроме того, членство в ВТО способствует появлению мощных зарубежных игроков, особенно в сегменте розничной торговли. Ими могут быть Media Markt, Dixon, крупные российские сети, например «М-Видео», предпочитающие работать с вендорами напрямую, а не через оптовых поставщиков.
Одной из основных задач ВТО является предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. Поэтому самое лучшее, что могла бы сделать власть, – это уже сейчас создать условия наибольшего благоприятствования отечественным компаниям, занятым в сфере производства компьютерной техники и программирования. Такими мерами могли бы быть, например, льготное налогообложение, стимулирование инновационной деятельности, упрощение экспортных процедур и порядка возмещения НДС. Кроме того, следует учитывать, что все это позволит повысить привлекательность IT-рынка для иностранных инвестиций, необходимых ряду украинских фирм.
Александр Кардаков
президент IT-клуба
Вступление в ВТО станет мощным стимулом для IT-индустрии. Компании будут вынуждены повышать свою конкурентоспособность, что, в свою очередь, увеличит спрос на IT. Вместе с тем я не вижу особых изменений на рынке, связанных с участием Украины в ВТО. Наша IT-индустрия глубоко интегрирована с мировой, и, пожалуй, единственный негативный аспект – нехватка подготовленных специалистов. Активизация международных отношений приведет к росту спроса на IT-инженеров и к повышению их зарплаты. Поэтому уже сегодня государство должно оптимизировать для отечественных IT-компаний отчисления из фондов оплаты труда.
Андрей Колодюк
лидер партии «Інформаційна Україна»
IT-индустрия – наиболее конкурентоспособная отрасль украинской экономики, действующая и развивающаяся по международным правилам. Причем таковой она стала и без интеграции в ВТО.
Вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию будет сопровождаться совершенствованием нормативно-правовой базы. Это касается, например, законодательства об электронной коммерции, о государственных закупках (тендеры станут максимально прозрачными). Дополнительные меры будут предприняты для борьбы с пиратством и контрафактной продукцией.
Более ощутимой станет тенденция поглощения украинских IT-компаний, в первую очередь телекоммуникационных провайдеров, которая наблюдается уже сейчас. Выгоду из этого сумеют извлечь только те, кто сможет хорошо себя продать, но таких будет явно немного.
Понятными и прозрачными станут и процедуры таможенной очистки импортируемой продукции, снизятся таможенные барьеры, однако от этого выиграют в первую очередь международные вендоры. Ведь если в начале 2005 г. на импорт многих IT-продуктов, которые не производятся в стране, были установлены нулевые пошлины, то для экспорта украинских IT-товаров и услуг (например, для индустрии офшорного программирования) ничего подобного не сделали. Из-за сложности таможенных процедур и проблем с возвратом НДС де-юре экспорта IT в нашей стране не существует, притом что де-факто его размеры достаточно большие.
Для того чтобы отстаивать свои интересы и добиваться лучших условий работы с членами организации, Украина обязательно должна быть представлена в Комитете ВТО по ИКТ.
Юрий Бойко
член Совета импортеров при КМУ
Для IT-индустрии в настоящее время актуальным представляется не вступление в ВТО, а выход из тени. Поэтому пока говорить о существенном влиянии на рынок цивилизованных организаций не приходится.
По моему мнению, наибольшая угроза для отечественного IT-рынка исходит со стороны России и Китая – стран, которые опасны отнюдь не приверженностью нормам ВТО. Что касается Китая, то это выражается только в низких ценах на продукцию, от чего государство может защититься антидемпинговыми мерами. Если говорить о наших северных соседях, то все обстоит сложнее: помимо возможности демпинга (из-за способности поддерживать огромные товарообороты), они владеют хорошо отработанными технологиями недружественного захвата, финансовой мощью, умеют использовать админресурс.
Игорь Мендзебровский
президент Ассоциации «ИТ Украины»
Судя по итогам недавнего вступления в ВТО наших соседей, вряд ли участие Украины в организации что-то кардинально изменит для IT-индустрии. Скорее, улучшится деловой климат в целом: подешевеет инфраструктура, повысится доступность техники и технологий, уменьшатся расходы на перемещение товаров через границу, упростятся процедуры получения виз. В конце концов снизятся макрориски, подешевеют финансовые ресурсы, а стоимость бизнес-объектов увеличится.
Вместе с тем следует отметить и ряд негативных явлений, присущих новым для ВТО рынкам. Прежде всего нужно понимать, что иностранные инвесторы, как правило, долгосрочному развитию всей индустрии предпочитают задачу максимально быстрого возврата капиталовложений, в связи с чем отечественным IT-компаниям придется сосредоточиться на удержании кадров. Для этого им в том числе необходимы рычаги влияния на качество подготовки IT-специалистов в вузах и количество выпускников.
Типичная ситуация в Восточной Европе, которой хотелось бы избежать в Украине, выглядит так. Иностранная компания вкладывает средства в открытие IT-центра в конкретном городе, трудоустраивая, к примеру, несколько сот человек. Для городских властей это плюс, для локальных фирм – минус: от них на более высокую зарплату уходят квалифицированные сотрудники. Потом зарубежный инвестор находит лучшее применение своим деньгам (причин для этого сколько угодно), закрывает IT-центр, но специалистам, оставшимся без работы, возвращаться уже некуда, ведь локальные компании не выдержали кадровой конкуренции и закрылись.
Поэтому решение этой задачи зависит и от государства. Оно должно законодательно обеспечить условия найма рабочей силы и регулирование данного процесса, равные с теми, что приняты, к примеру, в Европе. Кроме того, необходимо привести в соответствие с рентабельностью IT-компаний структуру налогов и платежей, в том числе и с фондов оплаты труда.
Джерело: http://www.ko.itc.ua/node/23604