Планшеты: последние победы на рынке?

Согласно прогнозам, в наступившем году планшеты станут наиболее массовыми мобильными компьютерами, обогнав ноутбуки по объемам продаж в штучном выражении. По мнению аналитиков NDP Display Search, за 2013 г.  в мире будет продано 240 млн. планшетов и только 207 млн. ноутбуков. 

Это станет  логическим  продолжением тренда быстрого роста  популярности «таблеток», продажи которых в штучном выражении в ушедшем 2012 г.  уже превысили продажи ноутбуков на некоторых крупных локальных рынках – североамериканском и  китайском, сообщает PCWEEK.ua

Однако  вполне возможно, что это последняя победа планшетов. Нет-нет,  новый класс устройств, способный стать хитом на мобильном рынке, пока не появился. Но уже в этом году некоторая часть проданных «таблеток» будет не совсем планшетами, а мобильных компьютеров – не совсем ноутбуками. Бытовавшее еще недавно вполне  противопоставление устройств этих классов сегодня стало не совсем корректным из-за развития технической составляющей, в результате чего появились в продаже новые модели, стирающие грани между планшетами и ноутбуками. Развитие происходит в полном соответствии с диалектическим принципом «тезис-антитезис-синтез», новинки сочетают в себе преимущества обоих классов. 

Такому  развитию событий во многом способствовала Microsoft, которую одна за другой преследуют неудачи на рынке мобильных устройств. Сначала корпорация, мягко говоря, проворонила революцию смартфонов, потом – взрывной рост популярности планшетов. Но ультрамобильные устройства внесут  изменения в  распространение Windows 8. Да, ее старт тоже далек от идеала, многие надежды, связанные с ней, не оправдались, но она устанавливает новые стандарты, стирающие принципиальные различия между планшетами с аппаратной клавиатурой и ноутбуками с сенсорными экранами. Согласитесь, эти устройства способны работать со всеми распространенными типами данных, для большинства пользовательских задач вычислительная мощность и тех, и других вполне достаточна. 

Стараниями партнеров Microsoft  уже созданы и вышли  на рынок – в том числе и на российский – модели гибридных ноутбуков. Это традиционные мобильные ПК, работающие под управлением Windows 8, имеющие тактильный экран,... но их экранная половинка обладает одной особенностью – она съемная. И отсоединенный экранный модуль работает как полноценный традиционный планшет под управлением все той же «восьмерки». Такой особенностью обладают Hewlett-Packard Envy x2, Lenovo ThinkPad Tablet 2, Samsung ATIV Smart PC pro, Acer Iconia Tab W510 и некоторые другие модели. Как видно, гибридные ноутбуки предлагают не безвестные китайские компании, которые при всем уважении нельзя назвать «законодателями мод» на мировом рынке, а глобальные бренды. Цена большинства гибридных устройств менее одной тысячи долларов. Конечно, это заметно выше, чем у планшетов низшей ценовой категории, да и ноутбуков аналогичной производительности, но вполне по карману массовому пользователю. 

Различия планшет/ноутбук размываются  и с другой стороны. Из массовых моделей с предустановленными клавиатурами поставляется  Microsoft Surface, но опциональную аппаратную клавиатуру для планшета может приобрести любой пользователь. Моделей клавиатур для iPad насчитываются десятки. Для аndroid-систем тоже немало клавиатур, устанавливающих связь по Bluetooth. Кроме того, ко многим аndroid-устройствам через USB можно подключить внешнюю клавиатуру и даже мышь. Теоретически ничего не мешает сделать устройство в форм-факторе ноутбука, работающего под Android, но практически сделать массовыми их  пока не получилось. Два года назад даже Toshiba не смогла сделать сколько-нибудь популярным первый android-нетбук A100. Но и платформа, и рынок развиваются, поэтому массовое появление подобных моделей не за горами, как в традиционных форм-факторах, так и в виде гибридных решений. 

Как будет учитывать гибридные системы статистика? Согласитесь, было бы странным помещать  их в обе категории. Но оставим этот вопрос специалистам IDC, Garthner Group и других аналитических компаний. Для нас сейчас важнее, что появляются  новые устройства, разрушающие грани между планшетами и ноутбуками, процесс этот идет достаточно активно и скоро начнет оказывать заметное влияние на рынок мобильных устройств. 

Что делать в таких условиях розничным торговцам? Активно включаться в продвижение новых девайсов. Отметим, что новинки не являются прямыми конкурентами геймерским ноутбукам, DTR- и мультимедийным системам по техническим характеристикам, а традиционным решениям для мобильных пользователей – по ценовым параметрам. Это позволит избежать лобового столкновения  новинок с имеющимися на складах традиционными ноутбуками и планшетами. Но при этом на первых порах новинки будут достаточно дороги, что позволит получать на их продажах значительную маржу. 

Сегодня  нельзя создавать значительных складских запасов, так как распространение гибридных систем вызовет быстрые изменения  на  рынке. Заметим, что ситуация с  затовариванием   складов российских реселлеров традиционными ноутбуками, которая  возникла   в  2012 г.,  не разрешена по сей день. Поэтому надеемся, что  к совету CRN/RE  аккуратно относиться к формированию складских запасов читатели отнесутся с особым вниманием.