Лоббисты выходят из тени

ЕС модернизирует свою систему лоббизма, и Украине, скорее всего, придется играть по этим правилам. Но готов ли к этому сам Евросоюз и зачем это нужно украинцам?

Отпускная суматоха не обошла ее стороной: сотни пересмотренных предложений от турагентств, долгие раздумья на тему, какого цвета купальник будет смотреться лучше. Шум морского прибоя даже начал сниться по ночам. Но полностью погрузиться в мысли о солнце, лете и отправиться в отпуск у Катарины Сил, отвечающей за вопросы финансового регулирования директора Лондонской Ассоциации инвестиционного банкинга (LIBA), не получится. Прежде нужно обзвонить все компании-члены ассоциации и получить от них всю финансовую информацию, а главное - согласие на то, чтобы эта информация была размещена в открытом доступе на сайте Еврокомиссии. И без этого - никак, если LIBA хочет зарегистрироваться в Реестре представителей интересов - списке, в который отныне должны входить все уважающие себя и ведущие полностью прозрачный бизнес лоббисты ЕС.

Этот реестр - новая инициатива Европейской комиссии, направленная на борьбу с коррупцией. Ведь она призвана "пролить свет" на взаимоотношения европейских компаний и чиновников Еврокомиссии, а заодно сделать так, чтобы все лоббисты ЕС играли по одинаковым, открытым и прозрачным правилам. Украинцы - вне игры. Они просто не занимаются систематическим лоббированием своих интересов в Евросоюзе. Но зато новая инициатива Еврокомиссии может стать для них хорошим стимулом к тому, чтобы активизировать продвижение здесь своих интересов. А главное - делать это открыто.

Операция по выведению из тени 13 тысяч лоббистов - именно столько "представителей интересов" различных компаний и ассоциаций, по подсчетам EULobby, сегодня обивают пороги европейских институций, расположенных в Брюсселе. И все они находятся в постоянном общении и попытках убедить в своей правоте депутатов Европарламента и чиновников Еврокомиссии.

Между тем не случайно именно лоббирование часто связывают с коррупцией. Лоббисты - организации, которые за финансовое вознаграждение отстаивают интересы третьих лиц, или должностные лица отдельных компаний, доносящие позицию этих компаний до государственных органов (так называемые "внутренние", in-house, лоббисты). Ежегодно компании по всему миру тратят на лоббизм миллиарды долларов, но на что именно идут эти деньги, кто и как ими распоряжается, отследить очень сложно. Именно поэтому, чтобы узаконить отношения своих чиновников с представителями интересов и, таким образом, вывести все эти средства - и интересы - на чистую воду, Брюссель и пошел на создание этого реестра. "Открывая этот добровольный реестр, Европейская комиссия хочет позволить гражданам (ЕС. - Ред.) узнать, какие общие или специфические интересы влияют на процесс принятия решений в европейских институциях и какие ресурсы тратятся на это", - говорится на сайте этой организации.

Идея создания подобного реестра в головах европейских чиновников родилась еще в 2005 году. Но идея эта вовсе не нова. В американском сенате, к примеру, сегодня зарегистрировано около 25 тысяч лоббистов. В попытке заставить их работать легально еще в 1946 году в Вашингтоне был принят закон, авторы которого апеллировали к принятой в 1789 году Первой поправке к Конституции США, гарантирующей, в частности, право граждан обращаться в официальные органы с жалобами. По этому закону лоббисты должны обязательно регистрироваться в сенате и Палате представителей, сообщая при этом область своих интересов и сумму вознаграждения, которую ему выплачивают за его услуги клиенты, и четыре раза в год отчитываться о своей финансовой деятельности.

Взять пример с Вашингтона решил и Брюссель. Его Реестр представителей интересов должен вместить в себя все лица, компании, группы людей и организации, которые сегодня пытаются оказывать влияние на формулирование политики и принятие решений в европейских институциях. Чтобы войти в реестр, "представителям интересов" нужно будет описать свои цели и отрасль политики или экономики, в которой они заинтересованы. Кроме того, чтобы население ЕС могло знать, какие именно компании стоят за лоббированием того или иного решения, лоббистам, действующим от лица третьей стороны, нужно будет указать имена своих клиентов. И даже раскрыть финансовую информацию о своей деятельности, как и то, какое вознаграждение представители интересов получают от своих клиентов за свои услуги.

А главное - должны взять себе за правило введенный Еврокомиссией Кодекс поведения, описывающий правила цивилизованной игры для лоббистов. И нарушители этих правил будут строго наказываться - их членство в реестре будет приостановлено или прекращено, а их мнение будет считаться мнением частных лиц.

Направление ясно Насколько успешной будет задумка ЕС, сказать точно сегодня еще сложно. Даже в самой Еврокомиссии пока не решаются говорить, как система регистрации лоббистов в Евросоюзе будет выглядеть в конечном итоге.

С одной стороны, обязательства и выгоды, которые компании получат от этой системы, слишком неравномерны. Пожелав зарегистрироваться в реестре, в обмен на раскрытие о себе всей, в том числе финансовой, информации компания не получит за это никаких привилегий при лоббировании. Единственный "бонус" за такое желание - то, что отныне ее по e-mail будут извещать о том, когда в Европейской комиссии будут планироваться публичные обсуждения по вопросу, касающемуся интересующей лоббиста сферы. Кроме того, регистрация в этом списке - исключительно добровольная, и никаких санкций к лоббистам, которые не пожелают засветить свое имя в нем, предприниматься не будет. Наконец, сама система регистрации еще не отработана и просто "кишит" всякими "но". К примеру, много вопросов возникает с тем, должны или нет лоббистские ассоциации раскрывать Еврокомиссии ту информацию о своих клиентах, которая считается сугубо конфиденциальной.

И все же, с другой стороны, сами компании заинтересованы в этом реестре. "Широкой общественностью лоббисты традиционно воспринимаются как компании, работающие "в темноте", - уверен Дейл Кидд, пресс-секретарь Службы административных вопросов, аудита и борьбы с мошенничеством Европейской комиссии. - А потому сами эти компании заинтересованы в том, чтобы улучшать свой имидж, предоставляя информацию о том, что их существование и деятельность вовсе не противоречат закону". И цифры лишь подтверждают его уверенность. На четвертое июля в реестре зарегистрировалось уже 118 компаний, всего за неделю увеличившись втрое. И это - только начало, уверен Кидд. "Остальные, - говорит он, - пока собирают информацию для публикации у своих клиентов, чтобы зарегистрироваться в сентябре".

К тому же нынешнему реестру еще предстоит пройти годовой тест-драйв. Только после этого, приняв во внимание все "за" и "против" его существования и сделав выводы из его работы, Еврокомиссия пойдет дальше.

Но направление этого пути предельно ясно. В амбициозных планах ЕС - вписать в эту систему и все 13 тыс. существующих и, конечно же, всех будущих лоббистов. Кроме того, в будущем чиновники Еврокомиссии надеются расширить реестр и на Европарламент, и на Совет министров. Другими словами, европейские чиновники хотят создать для лоббистской деятельности в Европе прозрачную систему координат. И украинским компаниям также придется в ней работать.

Скорее мертв, чем жив Правда, сегодня лоббирование интересов украинских компаний в ЕС пока очень призрачно. В настоящее время в Брюсселе нет ни одного офиса или представительства украинской компании. Но именно на суд брюссельских институций ЕС отданы главные вопросы внешнеторговой политики Союза. Единственной организацией, представляющей интересы украинских компаний при Европарламенте и Еврокомиссии, сейчас является Совет делового сотрудничества Украина-ЕС (EU-Ukraine Business Council). С помощью представительства Украины при ЕС он организовывает публичные обсуждения важных для работы украинского бизнеса в ЕС вопросов, готовит аналитические материалы и всячески пытается лоббировать интересы украинских компаний в Еврокомиссии, Европарламенте и Совете министров ЕС.

Впрочем, на этом систематическая работа по лоббированию в Брюсселе интересов украинских производителей и заканчивается. Решать часть своих вопросов украинские бизнесмены поручают юридическим и консалтинговым фирмам. Но работа этих фирм является "точечной", направленной на решение конкретных вопросов и подписание конкретных сделок, и не касается продвижения каких-либо выгодных для нас законодательных инициатив.

Часть вопросов украинский бизнес пытается решить через ассоциации. Украинские отраслевые союзы контактируют со своими европейскими партнерами. Украинская Ассоциация предприятий черной металлургии - с Eurofer, Союз химиков Украины - с Европейской ассоциацией производителей минеральных удобрений и др. Правда, проблемой подобных контактов является то, что на фоне своих европейских партнеров украинские ассоциации слишком слабы, к тому же в большинстве профильных лобби-организаций ЕС они являются не членами, а только партнерами. Еще один механизм лоббирования появляется у украинского бизнеса при покупке активов в Европе. Это дает им определенные механизмы влияния на национальные правительства европейских государств. Наконец, крупнейшие украинские предприятия имеют в ряде стран - Германии, Великобритании и др. - своих представителей.

И тем не менее даже такие формы защиты своих интересов являются редкостью. В состав EU-Ukraine Business Council, к примеру, сегодня входят всего шесть украинских компаний, еще несколько являются просто партнерами этой организации. А главное - при всем, казалось бы, разнообразии методов работы, по сути, лоббистской деятельности как таковой украинские компании в ЕС не ведут. В отличие от подавляющего числа своих европейских "собратьев", украинский бизнес не ведет здесь "превентивной" работы с регулирующими политику европейскими органами, а лишь борется с последствиями этой политики. Могут обращаться к украинским госорганам и профильным министерствам, чтобы те защищали их интересы, направляя письма на имя руководства Европейской комиссии. Проводят митинги под дверями представительства Европейской комиссии в Украине, как корпорация "Интерпайп", требуя пересмотра антидемпинговых мер, и в Брюсселе, как ИСД, требуя, чтобы Еврокомиссия отменила свое решение о возврате корпорацией "в европейскую кассу" $300 млн., предоставленных ей в виде помощи. Хотя, займись компании активным лоббированием своих интересов раньше, по мнению аналитиков, до этих митингов могло и не дойти.

Другими словами, не лоббируют свои интересы, а борются с последствием законов ЕС, принятых под давлением других лоббистов. Правда, у тех, кто не понаслышке знаком с этой ситуацией, все же есть основания надеяться на то, что вскоре украинский бизнес начнет, наконец, более активное продвижение своих интересов в Брюсселе. Два стимула для этого уже есть - это членство Украины в ВТО и подготовка к подписанию нового расширенного соглашения между Киевом и Брюсселем, в рамках которого ведутся переговоры о создании между нами зоны свободной торговли. Третьим же стимулом для украинского бизнеса может стать создание Еврокомиссией нового реестра.

Лучше плыть по течению "Любой лоббист, который думает о том, чтобы не регистрироваться в реестре, должен серьезно поразмыслить, какой эффект это окажет на его репутацию", - предупреждает Дэйл Кидд. Другими словами, тем украинским компаниям, которые сегодня, возможно, еще предпочитают цивилизованным методам работы по продвижению своих интересов в ЕС "теневое" лоббирование, в чистоплотном ЕС станет еще более опасно.

С другой стороны, лоббирование интересов посредством компаний, которые не будут являться членом реестра, может быть просто неэффективно. Ведь лоббисты, которые не будут состоять в реестре, предупреждает Еврокомиссия, будут рассматриваться как представители отдельного мнения, в то время как те лоббисты, которые будут зарегистрированы, могут считаться представителями сразу группы интересов. Другими словами, мнение компаний-не членов реестра почти автоматически в глазах еврочиновников будет "весить" меньше, чем мнение лоббистов "по другую сторону списка". Все вместе это должно стать стимулом для украинского бизнеса либо заниматься прямым лоббированием, либо обращаться к организациям, зарегистрированным в списке.

Дария РЯБКОВА (ИнвестГазета, № 26, 7-13 июля 2008)
Джерело: http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=25463