В прошлый четверг [10.04.2008] 411 голосами «за» парламент ратифицировал протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации, чем завершил пятнадцатилетний период переговоров и борьбы за членство в этом клубе. Через месяц наша страна станет полноправным участником ВТО. В среднесрочной перспективе членство в этой организации приобретет чрезвычайно сильное влияние на украинскую экономику — о чем, судя по всему, пока не догадываются ни политики, ни бизнесмены.
Импорт прежде всего
Выступая с трибуны парламента, заместитель министра экономики и главный отечественный специалист по ВТО Валерий Пятницкий заметил, что после ратификации протокола для украинской экономики ничего не изменится, поскольку это лишь юридическая формальность и выражение политической воли. Все конкретные обязательства по вступлению закреплены в национальном законодательстве. Пятьдесят восемь соответствующих законов уже приняли, еще десяток будет принят и вступит в силу в ближайшее время. Самым важным из них станет закон о внесении изменений в Таможенный тариф. Среднеарифметическая ставка ввозной пошлины в целом по всей номенклатуре товаров станет меньше — 4,93% (сейчас — 6,55%). Ввозные пошлины на продовольствие уменьшатся с нынешних 13,79% до 9,11%, а пошлины на продукцию промышленности снизятся с 4,43% до 3,71%.
Самая главная новация — замена специфических импортных ставок (в зафиксированной в иностранной валюте сумме за единицу импортного товара) адвалорными (в процентах от стоимости). По расчетам Государственной таможенной службы, уменьшение тарифа должно привести к снижению поступлений в госбюджет на 186 млн долларов в год. Однако в реальности поступления, скорее всего, не только не упадут, но и вырастут. Дело в том, что до последнего времени импортеры массово ввозили товары по заниженным ценам, соответственно уплачивая низкую пошлину. Предпринятые в последнее время таможенной службой меры по борьбе с серым импортом привели к серьезному увеличению импортной стоимости товаров. А значит, поступления от импортных пошлин после их снижения вырастут за счет расширения налогооблагаемой базы.
На некоторые секторы снижение импортных тарифов может оказать серьезное влияние. В частности, пошлины на мясо и мясную продукцию снизятся с сегодняшних средних 21,5 до 12,3%, на молоко и молочную продукцию — с 24,9 до 10%, на муку и крупы — с 23,4 до 10,3%. А пошлины на готовые к употреблению продукты из мяса и рыбы упадут с 17,3 до 8,9%. Так что в ближайшее время объем импортного мяса, молока и рыбы на полках продуктовых магазинов должен серьезно вырасти, а цены — немного уменьшиться. Заметное снижение ставок произойдет также на автомобильную технику (с 10,6 до 6,3%) и мебель — с 9,6 до 3,9%. Однако не стоит забывать, что значительная часть импорта (21% продовольственных и 59% промышленных товаров) поступала из стран СНГ, с которыми у нас действует зона свободной торговли и ставка пошлины (за некоторыми исключениями) равна нулю.
Кот в мешке
Между тем процедура ратификации протокола о вступлении в ВТО имеет большее значение, чем сам факт позитивного голосования, и является ярким примером специфики как украинской политики, так и государственного менеджмента. Соответствующий протокол был подписан президентом Виктором Ющенко 5 февраля 2008 года, однако парламентарии получили документы только 3 апреля: почти два месяца понадобилось, чтобы чиновники Министерства иностранных дел и Министерства экономики перевели несколько тысяч страниц документации с английского на украинский язык. Буквально в течение двух дней — в понедельник-вторник прошлой недели — протокол рассмотрели и одобрили профильные комитеты (изучили его только в Комитете Верховной Рады по европейской интеграции). В среду документ раздали депутатам, а в четверг утром те его приняли. Парламентарии проголосовали за кота в мешке, в чем не постеснялись признаться Владимир Литвин и Александр Пеклушенко. Они, соглашаясь с необходимостью ратификации, предлагали все-таки перенести этот вопрос, чтобы лучше изучить документы. На это докладчик Борис Тарасюк заметил, что все желающие могли ознакомиться с текстом протокола уже в начале февраля. При этом он не уточнил, что протокол был вывешен не на сайте украинского правительства или парламента, а на сайте ВТО, естественно на английском языке. Кроме того, этот документ от имени правительства представил парламенту не премьер и даже не профильный вице-премьер или министр, а заместитель министра экономики Валерий Пятницкий. Просто все остальные члены правительства не в теме, да и недосуг им этим заниматься — выборы мэра Киева на носу.
Такое легкомысленное отношение правительства и депутатов к столь важному делу как вступление в ВТО, очень симптоматично. С одной стороны, политики понимают, что вступление в организацию — вопрос политически решенный. С другой стороны, на теме ВТО — в отличие, к примеру, от темы НАТО — очень сложно заработать политический рейтинг как противникам, так и сторонникам либерализации торгового режима.
Сам отчет рабочей группы по вступлению в ВТО ярко свидетельствует об отсутствии осознанной политики во внешнеэкономической сфере у последних шести правительств, начиная от Кабинета Виктора Ющенко 2000–2001 годов и заканчивая действующим правительством Юлии Тимошенко. В частности, в Украине до сих пор не создана законодательная база об экспортных субсидиях в приоритетных для страны отраслях. Очень мало разработано законов об ограничении импорта и экспорта в нужных для государства областях. Импортные пошлины у нас в большинстве своем намного ниже «средних по ВТО». Законодательство о государственной поддержке экономики есть, но его большая часть позаимствована из документов советских времен. Во многих сферах и отраслях последние три года украинские предприятия уже конкурируют с импортом по правилам ВТО: весной 2005-го было ликвидировано большинство льгот и преференций для отечественной промышленности — судостроения, самолетостроения, танкостроения и так далее. Между тем все это время отечественных экспортеров продолжали дискриминировать на зарубежных рынках из-за того, что формально Украина членом ВТО не является.
Бизнес без поддержки
Теперь у нас подешевеют мексиканская текила и индийский чай, а нашим химикам и металлургам станет проще отбиваться от антидемпинговых расследований. Однако в масштабе национальной экономики это не столь значительные вещи. Главное,что даст Украине вступление в ВТО — ее начнут замечать в штаб-квартирах транснациональных корпораций (ТНК). Она станет не просто быстро растущим рынком сбыта, но и площадкой со знакомыми для ТНК условиями ведения бизнеса. В конце концов во многих секторах экономики, ориентированных на конечное потребление, произойдет то же, что и в банковской отрасли — массовый приход иностранного капитала. Помимо этого, после вступления в ВТО наша страна станет удобным плацдармом для завоевания рынка России и других стран СНГ, которые еще не стали членами мирового торгового клуба. Таким образом, сможет заработать выгодная цепочка: сырье или полуфабрикаты ввозятся в Украину, где перерабатываются/собираются и потом экспортируются в Россию (Казахстан, Белоруссию, Узбекистан). Если так все и случится, РФ, которая уже утверждает, что Украина вступила в ВТО на невыгодных условиях, поставит вопрос ребром о ликвидации зоны свободной торговли между нашими государствами.
Именно в этой плоскости — низкой конкурентоспособности украинского бизнеса перед лицом транснациональных корпораций — лежит главная опасность от вступления нашей страны в ВТО. До последнего времени отечественный предприниматель был защищен не только маленьким объемом внутреннего рынка, но и коррупцией на таможне, запутанной системой налогообложения и непрозрачным рынком земли вкупе с многочисленными нетарифными ограничениями. Вместе с увеличением доходов граждан, началом наведения порядка на таможне и ликвидацией протекционистских запретов исчезают и конкурентные преимущества национального бизнеса.
После недостаточно подготовленного вступления в ВТО на фоне борьбы с олигархами и начатой прозрачной приватизацией у нас есть все шансы пойти по пути стран Центральной Европы, которые в свое время отказались от развития национального бизнеса и отдали все ключевые секторы экономики под контроль иностранцев. Единственная альтернатива — скорейшая разработка и реализация национальной торговой и промышленной политики, совместимой со стандартами ВТО. Одним из документов в рамках мирового торгового клуба является соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, в котором описан механизм дозволенной государственной помощи экономикам странчленов организации. В частности, соглашение разрешает и никак не ограничивает применение неадресных субсидий промышленности. Под ними понимается субсидия или налоговая льгота, которая предоставляется на основании объективного критерия (например, числа наемных работников или объема годовой выручки) и не создает преференций для отдельных предприятий. Кроме этого, разрешены экспортное кредитование и страхование за счет государства по недискриминационным ставкам и применение любых механизмов, создающих равные условия для работы иностранных производителей и отечественных экспортеров. Чтобы использовать механизмы ВТО, нужны квалифицированные государственные менеджеры, а их у нас пока единицы.
Однако правительство, занятое реализацией разнообразных социальных проектов, даже не думает о выстраивании системы государственной помощи бизнесу. Принятый пять лет назад указ президента «Об основных направлениях конкурентной политики» и решение правительства об утверждении Концепции перестройки системы государственных субсидий, которые предоставляются отраслям экономики, и Концепции государственной промышленной политики всеми забыты и не выполняются. Базовый закон в этой сфере — «О государственной помощи» — затерялся в недрах Антимонопольного комитета.
Между тем многие страны, вступившие в ВТО в последние двадцать лет, делали акцент не только на снижении таможенных пошлин и обновлении регуляторного законодательства, как это делает Украина, но и параллельно создавали современную систему государственной поддержки приоритетных отраслей экономики. О необходимости разработки подобных проектов в прошлый четверг говорили и в парламенте. В частности, народный депутат от Партии регионов Ирина Акимова предложила внести изменения в бюджет для финансирования мероприятий по адаптации экономики Украины к требованиям ВТО. Более того, парламентарии даже приняли решение, которым обязали правительство в месячный срок разработать комплекс мер по адаптации экономики к новым условиям. Однако оптимизма это не добавляет. И дело не в том, что правительство не успеет подготовить необходимые законопроекты — все документы разработаны и оформлены еще в 2003–2004 годах. Просто высокие чины из Кабмина, которые рассуждают о том, что в торговых сетях слишком высокая норма прибыли и что в предпринимательской среде окопались спекулянты, раскручивающие инфляцию, явно не понимают, что национальный бизнес нужно активно поддерживать уже сейчас. Когда это прозрение придет, может быть поздно.
Автор: Игорь Лавриненко, http://www.expert.ua/articles/7/0/5376/
Опустевшая корзина
После вступления Украины в ВТО ежегодная поддержка агропромышленного комплекса составит минимум девять миллиардов гривен. Об этом на прошлой неделе сообщил в Верховной Раде заместитель министра экономики Валерий Пятницкий. В так называемую желтую корзину (включает субсидии, компенсации, премии) войдет около 6,7 млрд гривен. Из них 3,043 млрд гривен — фиксированная помощь. Остальная сумма — 3,663 млрд гривен — зависит от объема производства валовой продукции сельского хозяйства и может изменяться в ту или иную сторону (но не превышать пяти процентов от объема производства).
В зеленой корзине, которая может увеличиваться без ограничений, предусмотрено 2,422 млрд гривен. Как правило, поддержка из этой корзины направляется на развитие инфраструктуры, борьбу с вредителями, улучшение земель и т. д. В Евросоюзе доля зеленой корзины в общем объеме поддержки сельского хозяйства составляет 75%, тогда как в Украине — всего 25%.
Так, в бюджете-2008 на помощь аграриям было предусмотрено 11 млрд гривен. Но ни правительственные чиновники, ни сельхозпроизводители толком не разбираются в разработанных Всемирной торговой организацией правилах поддержки АПК. Даже Пятницкий не сумел дать депутатам четкий ответ, на что конкретно пойдет государственная помощь.
Кроме того, помощь отечественным аграриям может распределяться некорректно, к примеру, по программе компенсации стоимости техники или процентных ставок банков. «Финансовая помощь распределяется между областями в соответствии с произведенной валовой продукцией. Затем специально созданные комиссии в районах делят средства между заявителями. Именно на этом уровне критерии для распределения непрозрачны», — рассказывает руководитель группы экспертов Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.
Дмитрий Уляницкий
Пространство для поддержки
Направления неадресных горизонтальных программ субсидирования, которые можно свободно использовать в рамках ВТО для развития национального бизнеса:
– Государственная поддержка научно-исследовательской деятельности предприятий, в частности, льготы и субсидии на проведение НИОКР, финансирование исследований, необходимых для внедрения новых технологий, инноваций и адаптации предприятий к международным стандартам.
– Услуги в сфере маркетинга, проведение маркетинговых исследований для получения доступа национальных производителей к информации о внешних рынках сбыта, помощь при введении технических стандартов и требований к качеству экспортируемых товаров.
– Помощь при внедрении международных стандартов качества: финансирование за государственный счет программ адаптации производителей к международным стандартам качества, а также санитарным и фитосанитарным нормам безопасности.
– Развитие инфраструктуры экспорта: финансирование за счет бюджетных средств транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, развитие финансовых услуг.
– Обучение и переподготовка рабочей силы.
– Поддержка малого бизнеса за счет средств из госбюджета.
– Финансирование за государственный счет введения новых стандартов охраны окружающей среды.
Источник: ВТО